Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Оценка результативности обучения: применение квазиколичественных показателей для предварительной оценки эффективности тренинга

 Автор: Неприцкий А.А.,
кандидат исторических наук
директор учебно-консультационного центра „Диалог”
Сайт: http://www.dialogue-centre.com

Как определить соответствие тренинговой программы нашим требованиям и спрогнозировать возможные результаты тренинга еще на этапе коммерческого предложения, не потратив деньги и время на его внедрение в жизнь?..

Отечественный рынок тренинговых и консалтинговых услуг постоянно пополняется новыми программами личностного роста, подготовки персонала, развития способностей и тому подобное. Потребителями становятся отдельные люди и целые организации. Конкурентность среды растет вместе с техническим обеспечением [3; с.128] и требует быстрой подготовки персонала в соответствии с головокружительными изменениями окружающей среды.

Перед Клиентом остро стает проблема оценки результативности обучения. Тренинг – это специфический продукт, который перед покупкой нельзя осмотреть и измерить. Еду мы можем проверить на содержание жиров, белков, углеводов, натуральность составляющих частей, подтвердить соответствие системы переработки и тому подобное. В оборудовании – оценить материал, силу, плотность, изнашиваемость и т.д. Все это измеряется в вполне конкретных цифрах и отражается соответствующими единицами. Цифры сравнить очень просто: 2 < 5, 238 > 237. А как сравнить умение тренера, эффективность методики, соответствие результата учебы до того, как мы на себе проверили последствия и давно оплатили заказанную программу?

Данная статья написана, чтобы облегчить отбор тренингових проектов путем алгоритмизации процесса оценки через присвоение качественным показателям квазиколичественных значений.

Квазиколичественные показатели очень широко применяются в разных сферах образования и бизнеса, когда нужно оценить и сравнить то, что не имеет четких количественно измеряемых единиц.

В наиболее общем виде квазиколичественная оценка осуществляется следующим образом. Качественные характеристики объекта ранжируются по их соответствию определенным потребностям. Наиболее важная характеристика (или такая, что больше всего отвечает потребности), получает наибольшее значение, а наименее важная (или менее всего соответствующая) – наименьшее значения. Например, наиболее полный и самостоятельный ответ ученика оценивается в 12 баллов, а самый ограниченный – 1 балл. Очевидно, что 12 > 1.

Квазиколичественные показатели часто используют для оценки приобретенных умений и сформированных навыков участников учебы во время послетренингового анкетирования тренеров и участников, аудиторских проверок [1; с.245-272] и тому подобное. Но заказчику тренинговой учебы необходимо оценить потенциальную эффективность тренинга еще до того, как он будет внедрен, то есть на стадии предложенного проекта. Возможно, результаты такой проверки покажут, что даже самое успешное проведение некоторых тренингов не даст организации желаемого результата… Тогда, следует изменять ожидания, программу учебы или исполнителя. Это, в свою очередь, ускорит срок решения проблемы и сэкономит финансы организации.

Ниже предложим несколько простых, но достаточно действенных, методик применения квазиколичественных показателей для предыдущей оценки эффективности тренинга. Чтобы нам удобнее было работать, предложенную тренинговую программу будем рассматривать как проект и оценивать – стоит или не стоит данный проект воплощать в жизнь. Это даст нам возможность применить к тренингу уже известные методы отбора проектов [2; с.140-159], что за два-три десятка лет оправдали себя в разных отраслях экономики.

Чтобы провести оценку предложенного проекта, мы должны четко выписать наши требования к ожидаемому продукту (не уподобиться сказочному королю, который хотел „того, не знаю чего”). В нашу идеальную модель нужно внести требования относительно организации-исполнителя, тренерского состава, материально-технических условий, цены, временных расходов, характеристик знаний, умений и установок, приобретенных участниками, и другие важные для нас параметры.

Предыдущая оценка эффективности тренинга осуществляется по нескольким формам, постепенно переходя от самых простых и очевидных к более сложным. Такая иерархия методов отбора тренингов экономит средства и время работников организации, поскольку наименее перспективные проекты отсеиваются на начальном этапе. Все отбракованные на разных этапах варианты целесообразно занести в архив. Не исключено, что через несколько месяцев или лет организация столкнется с необходимостью проведения новой учебы и, имея ряд предложений в архиве, сэкономит на поиске и начальном анализе проектов.

Проще всего на начальном этапе отбора применить проверочный список требований. Он позволяет задокументировать результаты дискуссий и наглядно показать причины отбраковки наименее пригодных проектов.

Например, нам необходимо провести обучение персонала навыкам телефонного маркетинга. Предложены услуги трех фирм. Мы имеем ряд требований к исполнителю. Записываем требования в левую колонку таблицы, а уровень соответствия проекта нашим требованиям выносим в правую сторону Таблицы 1.

Таблица 1.

Проект
 Требования
Уровень соответствия
низкий
(1 бал)
средний
(2 бала)
высокий
(3 бала)
Проект 1
опыт исполнения подобных проектов
  
х
положительные рекомендации предыдущих клиентов
  
х
соответствие цены возможностям заказчика
х
  
совпадение ожидаемых нами и предложенных исполнителем временных затрат
  
х
Результат
10
Проект 2
опыт исполнения подобных проектов
 
х
 
положительные рекомендации предыдущих клиентов
 
х
 
соответствие цены возможностям заказчика
х
  
совпадение ожидаемых нами и предложенных исполнителем временных затрат
  
х
Результат
8
Проект 3
опыт исполнения подобных проектов
х
  
положительные рекомендации предыдущих клиентов
х
  
соответствие цены возможностям заказчика
  
х
совпадение ожидаемых нами и предложенных исполнителем временных затрат
 
х
 
Результат
5


Как видим, на первом этапе, несмотря на наиболее привлекательную цену, отбраковки заслуживает Проект 3. Он менее всего отвечает нашим требованиям. Таблица 1 не показывает, насколько важной для нас есть каждое требование сравнительно с другими. Если мы присвоим ранг каждому из требований, то сможем применить следующую форму оценки – модель подсчета баллов. Пример приведен в Таблице 2.

Таблица 2.

Проект
Требования
Коэффициент соответствия
Количество балов
Общее количество балов
Проект 1
опыт исполнения подобных проектов
2
3
6
положительные рекомендации предыдущих клиентов
1
3
3
соответствие цены возможностям заказчика
3
1
3
совпадение ожидаемых нами и предложенных исполнителем временных затрат
4
3
12
Результат
24
Проект 2
опыт исполнения подобных проектов
2
2
4
положительные рекомендации предыдущих клиентов
1
2
2
соответствие цены возможностям заказчика
3
1
3
совпадение ожидаемых нами и предложенных исполнителем временных затрат
4
3
12
Результат
21


В Таблице 2 каждое требование имеет собственный коэффициент важности (от одного четырех). Если его перемножить на количество баллов (от одного трех – низкий, средний, высокий), что получил проект за соответствие данному требованию, то получим более взвешенную оценку предложенных проектов. Результат 24 балла и 21 балл наглядно показывает, почему Проект 2 имеет преимущество над Проектом 1.

Выбор между двумя разнопрофильными тренинговыми программами требует применение другой методики оценки – модели добавления ценности. Например, у нас обнаружены потребности в проведение обучения персонала фирмы по внутрикорпоративному общению (Проект 1) и по общению с клиентами (Проект 2). Ресурсы есть на проведение только одного тренинга. Как определить, что нужнее компании?

В данном случае целесообразно применить модель добавления ценности. Для этого необходимо выписать текущие и долговременные цели нашей организации и разделить между ними 100 баллов общей ценности. А затем сопоставить, насколько каждый из предложенных тренингов приближает нас к полному 100-процентному достижению всех поставленных целей организации. Пример приведен в Таблице 3.

Таблица 3

Цели
Ценность
Проект 1
Проект 2
Текущие цели
40
  
Увеличение прибыли
25
10
20
Уменьшение жалоб Клиентов
15
5
15
Долгосрочные цели
60
  
Выпуск новых продуктов на рынок
30
25
15
Формирование положительного образа компании
15
15
5
Увеличение объемов продаж
15
10
5
Общая оценка добавления ценности
100
65
60


Из Таблицы 3 видим, что Проект 2 значительно больше приблизит нас к достижению текущих целей, но он проигрывает при сопоставлении его с нашими долгосрочными целями. Проект 1 – наоборот, эффективнее проявляет себя при оценке перспективных заданий. Поскольку, мы выделили 60 баллов со 100 на оценку долговременных целей и 40 – на текущие, то реализация Проекта 1 даст нам больше шансов достичь общего результата (65 баллов против 60).

После того, как проект тренинга прошел предыдущие этапы отбора, к нему можно применять более суровые методики проверки, если это нужно.

Квазиколичественные показатели в описанных выше методиках помогают увидеть и количественно измерять то, что часто становится предметом острых споров из-за отсутствия инструментария оценивания. Присвоение количественных значений качественным характеристикам облегчает дело отбора проектов тренингов на ранних этапах их оценки.

Применение описанных методик является простым в выполнении и может быть широко использовано в коммерческих, образовательных и государственных учреждениях. Таким образом, организация экономит временные и финансовые ресурсы и извлекает прямую выгоду от применения квазиколичественных показателей для оценки соответствия проекта тренинга потребностям заказчика.

Литература:

  1. Бакли Р. Кейпл Дж., Теория и практика тренинга. – СПб., 2002.

  2. Пинто Дж.К. Управление проектами, – СПб., 2004.

  3. Trout J., Rivkin S. Nowe pozycjonowanie. Najważniejsze osiągnięcia w dziedzinie światowych strategii biznesowych. – Warszawa, 2005.

Источник: Неприцький О.А. Застосування квазікількісних показників для попередньої оцінки ефективності тренінгу // ІІІ Міжнародна конференція „Психолого-педегогічні аспекти розвитку пам’яті та творчого мислення”. – Ч.1. – 27-29 жовтня 2006 року. – Вінниця, 2006. – С.112-117.

Перевод с украинского авторский.


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian