Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Бизнес-тренинги и бизнес-семинары: проблемы и тенденции - 2007


Доклад на 1-й Байкальской Конференции "РУКОВОДИТЕЛЬ И ПЕРСОНАЛ: МИФЫ, ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ"

 Автор: Викентьев Игорь Леонардович,
Директор консалтинговой компании «ТРИЗ-ШАНС» (г. Санкт-Петербург)
Сайт: http://www.triz-chance.ru

В июне 2007 г. в Санкт-Петербурге прошла VIII-я Конференция бизнес-тренеров, в которой приняли участие 123 Специалиста из 30 городов СНГ и Балтии. О мифах, проблемах и решениях рынка краткосрочного обучения рассказывается в Докладе руководителя Конференции.

Кадровики знают: в некоторых отраслях сегодня конкуренция на кадровом рынке выше, чем на рынке товаров или услуг… Где взять квалифицированных Специалистов? Отправить сотрудника учиться на 5 лет в ВУЗ можно, но что станет за этот срок с самим бизнесом?

Если речь идет о том, чтобы Сотрудник работал уже через неделю или месяц, то возникает необходимость в краткосрочном обучении – тренингах и семинарах продолжительностью от нескольких часов до нескольких дней.
Чем тренинги отличаются от семинаров? Для удобства сопоставления все данные сведены в таблицу:

Характерно скорее для тренинга Характерно скорее для семинара
Отработка навыков, выполнение упражнений участниками; относительно небольшой объём теоретического и/или раздаточного материала Передача – в первую очередь – структурированной информации, знаний. В ряде случаев: объёмные раздаточные материалы, компьютерные программы и даже передача прав на интеллектуальную собственность
Анализ и коррекция неэффективных моделей поведения через упражнения; формирование личностных навыковПередача преимущественно проверяемых данных, информации, знаний, бизнес-технологий, участники могут вести конспект
Упражнения выполняют все или почти все участники Принимать активное участие в работе может лишь часть участников
Размер группы обычно – 8-15 человекРазмер группы может быть более 30 человек
Совместное обучение руководителей и сотрудников на ряде тренингов не рекомендуетсяСовместное обучение руководителей и сотрудников в большинстве случаев возможно
Обычно действует принцип «здесь и сейчас» - навыки должны быть освоены непосредственно на тренингеОбычно действует принцип: новые знания – «на завтра и на будущее»


Традиционно возникновение тренингов принято связывать с деятельностью Курта Левина, переехавшего из Германии в США и создавшего там первую Лабораторию тренинга. В то же время, элементы современных тренингов можно встретить в описаниях подготовки военных, религиозных деятелей, а также деятелей искусства самых разных эпох. В России задолго до тренингов Курта Левина этим много занимался К.С. Станиславский и его ученики.


Например, на протяжении почти 500 лет существования Ордена иезуитов, важнейшую роль в формировании мышления каждого члена Ордена играли «Духовные упражнения», составленные в 1522 году Игнатием Лойолой. Для созерцания ада необходимо:

«Представить себе ад:
1. в длину, ширину и высоту объятый пламенем;
2. слышать жалобные вопли и стоны, пронзительные крики, проклятья, смешанные с ропотом бушующего пламени;
3. запах дыма, серы, смолы и всякой гнили, наполняющий страшную пропасть;
4. ощущать горчайший вкус слез, проливаемых грешниками;
5. жар всепожирающего пламени...»

ГЛАВНЫЙ САМОДЕЛЬНЫЙ МИФ ТРЕНИНГОВОГО РЫНКА

На Западе бизнес-тренерами часто становятся специалисты, уже закончившие карьеру в своей профессиональной области, и поэтому накопившие солидный опыт. На молодом российском рынке – наоборот, нередко в бизнес-тренеры идут те, кто не смог реализовать себя в других профессиях: психолога, психотерапевта, педагога и т.п. Следствием этого является сверхреклама своих возможностей, сводящаяся к нехитрой формуле: «Будет тренинг и будет Вам счастье!». Итог – падение имиджа отрасли: когда после двух дней незатейливых «игрищ» вместо ожидаемого счастья Заказчик видит унылые лица сотрудников, у него возникает стойкая неприязнь к любым тренингам вообще…

КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ УЖЕ АКТУАЛЬНЫ ДЛЯ МОСКВЫ?

Не секрет, что процессы, уже идущие на рынке г. Москвы, через некоторое время запускаются и на рынке Санкт-Петербурга и других городов, поэтому – в целях прогноза – перечислим проблемы тренингового рынка, прозвучавшие на Конференции в докладах представительной «московской делегации».

В двух словах: московский рынок уже сыт необеспеченными обещаниями.

Если подытожить результаты исследования, проведенного в 2006 г. под руководством госпожи Ю.Б. Ужакиной (компания «Амплуа-Брокер»; в исследовании приняло участие более 240 директоров по персоналу и руководителей учебных центров), а также обобщить выступления других Докладчиков и Участников Конференции, то нынешнюю ситуацию на рынке тренингов можно охарактеризовать как переломную.

1) Подобно врачам низкой квалификации, которые зачастую лечат не то, что болит у Пациента, а то, что умеют лечить именно эти врачи, многие тренинговые компании и так называемые «независимые тренеры» навязывают всем и вся свою специализацию (тренинг продаж, командообразование, коучинг и т.д.). При этом часто Заказчики уже мыслят категориями «компетенция», «навык», а тренинговые фирмы – темами имеющихся у них тренингов. Происходит «нестыковка» категорий.

2) Клиенты разочарованы: им продают не то, что им нужно, к тому же это не решает их реальных бизнес-проблем.

3) Крупным столичным компаниям нечем «закрыть» потребность в обучении, так как многие тренинговые и консалтинговые компании не хотят объединяться друг с другом – несмотря на возможность совместно заработать.

4) Заказчики ждут появления на тренерском небосклоне новых «звезд», т.к. существующая небольшая обойма раскрученных бизнес-тренеров или уже расписана надолго вперед, или в не состоянии, остановив свой «бег по Заказчикам», подумать и адаптировать свой тренинг под нужды конкретной компании. Очень многие высказывают пожелание встретить бизнес-тренера с хорошим базовым образованием типа МГУ, а не выпускников очередной школы «Тренинг для тренеров имени такого-то»…

5) Ряд востребованных специалистов, отрабатывая порядка 20 тренинговых дней в месяц (это очень много – Прим. И.Л Викентьева), постепенно дисквалифицируются.

6) Отработав несколько первых заказов, молодые бизнес-тренеры бросают «вскормившую» их компанию и выходят на рынок, как правило, с демпинговыми ценами, что окончательно запутывает Заказчиков. Благо порог входа на рынок сейчас невысок: телефон, компьютер, электронная почта и арендуемое небольшое помещение – вот и все что нужно для «старт-апа»...

7) В отличие от ВУЗа, в котором различные дисциплины закреплены за разными кафедрами (менеджмент, бухгалтерский учет, маркетинг) в реальном бизнесе задачи часто носят междисциплинарный характер. И если задача остра (например, поджимают конкуренты), то непонятно и боязно - кому можно доверить подобные проблемы?

8) До 30% столичных Заказчиков намерены сократить бюджет на краткосрочное обучение в 2007 году.

От себя могу добавить, что и в Москве и в Санкт-Петербурге тренерская тусовка склонна «подхватывать» и «разносить» новые модные термины, часто не очень понимая, что они означают и как они применимы в реальном бизнесе Заказчика в России. Вот какие темы – в свое время – были модны в США начиная с 1950 по 1995 г. в США, сравните:

Дерево решений
Управленческая сетка
Теория мотивации X и теория мотивации Y
Мозговой штурм
Обучение в T-группах
Управление по целям
Диверсификация бизнеса
Теория мотивации Z
Нулевая база бюджетирования
Децентрализация бизнеса
Кружки качества
Реструктуризация бизнеса
Портфельный менеджмент
"Прогулочное" управление
Канбан
Корпоративная культура
Управление «за одну минуту»
Сокращение размеров организаций
Самоуправляемые команды
Управление тотальным качеством
Обучающаяся организация

Источник: Хажински А., Гуру менеджмента, СПб, «Питeр», 2002 г., с. 437.

На основании исследования как очных Докладов, так и 2000 публикаций бизнес-тренеров, можно дать экспертную оценку: не более 5-7% отечественных бизнес-тренеров на сегодняшний день являются профессионалами (см. подробнее здесь). Заметим, на предыдущих Конференциях давались и иные оценки, но цифры более 15% никто из ведущих специалистов отрасли не назвал…

ЧЕГО МОЖНО ОЖИДАТЬ НА РЫНКЕ?

Можно прогнозировать следующие тенденции:

1) Формирование у части бизнес-тренеров понимания: кто есть Я на рынке (если отбросить вредные делу фантазии), и кто есть остальные по отношению ко мне...

2) Закрытие значительного числа тренингово-консалтинговых фирм по причине отсутствия заказов.

См. подробнее: Викентьев И.Л., О конкуренции тренинговых фирм в Санкт-Петербурге

3) Крупные компании-заказчики будут заводить собственных штатных тренеров и меньше приглашать внешних бизнес-тренеров.

4) Постепенная сегментация (специализация) рынка по качеству, отраслям деятельности, услугам, категориям Клиентов, трениговым брендам и т.п.

5) В дорогом сегменте – наоборот: «захват» междисциплинарной проблематики, решение сложных бизнес-проблем.

6) Разделение рынка тренингов на 2 части: «обучение как развлечение / отвлечение» (с уклоном в сторону развлечения) и "обучение как труд".

7) Продолжение интервенции московских и западных тренинговых фирм.

8) Начало кооперации ряда приличных тренинговых фирм и специалистов в крупных городах.

9) Разделение тренинговых компаний на тех, кто разрабатывает тренинги и семинары, и тех, кто покупает и непосредственно проводит тренинги и семинары.

10) Рост значения интеллектуальной собственности фирмы как конкурентного преимущества – см. подробнее: Интеллектуальная собственность в области тренинга и консалтинга: 14 вопросов и ответов.

11) Все более частое использование сочетаний тренинговых, консалтинговых и IT-решений.

Более детально ряд внутрифирменных проблем изложен здесь: Викентьев И.Л., Тенденции развития тренингового рынка: типичные проблемы и возможные решения (29 пунктов).

И КАК ВЫБИРАТЬ БИЗНЕС-ТРЕНЕРА?

Существуют разные рекомендации – например, выбирать тренера по знакомству. Мне, как руководителю крупнейшей специализированной Конференции бизнес-тренеров СНГ и Балтии, постоянно приходится рецензировать доклады бизнес-тренеров и консультантов… Поэтому, если Заказчику нужен не начальный курс продаж для нанятых вчера студенток, а серьезная программа для Cпециалистов, могу посоветовать следующее.

Шаг 1. Требуйте предоставить Вам не менее 10-15 открытых публикаций того тренера, с которым предстоит работать. Именно конкретного тренера, а не других сотрудников, потому что в пределах одной тренинговой фирмы Вы можете получить и очень качественное обслуживание, и халтуру. Если публикаций нет или Вам рассказывают о непостижимом без Ваших денег know-how – отказывайтесь!

Пояснение: можно написать 1-2 статьи, собрав всю имеющуюся «пыль» и «пустив ее в глаза». Собрать «пыли» на 10-15 статей в отечестве еще не удавалось никому…

Шаг 2. Скопируйте несколько характерных предложений из материалов тренера и проверьте их с помощью Яндекса – не плагиат ли (увы, это очень распространено)...

Шаг 3. Ответьте себе на два вопроса:

- изложенное в этих материалах ново, неочевидно для Ваших Сотрудников?

- изложенное в этих материалах актуально, полезно для Ваших Сотрудников?

Если «да» - договаривайтесь о личной встрече. Не ждите чудес: если в статьях бизнес-тренера излагаются общеизвестные вещи – то же самое будет на оплаченном Вами тренинге или семинаре.


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian