Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Анализ и синтез убеждающего сообщения

 Автор: Эльтерман Михаил Юрьевич,
Тренинг студия М.Ю. Эльтерман

Один из навыков, необходимых современному предпринимателю – умение убеждать собеседника. И тем самым побудить собеседника к определенным действиям. Персонал – к тому, чтобы продуктивно работать, Клиентов – к заключению сделок. Налогового инспектора – впрочем, нечего и говорить про инспектора...

Для того чтобы научиться чему ни будь, иногда бывает полезно понять, как достигают высоких результатов мастера своего дела. В данном случае речь идет о мастерах слова. Каждый, кто хоть раз был взволнован стихом, согласится, что, такие мастера есть. Например, М.Ю. Лермонтов. Умел он, судя по всему, так подобрать и расставить слова, что читатель, в том числе и современный, неизбежно и даже с удовольствием, поддается их воздействию. А если стихи действительно «задевают», то в них можно отыскать ответ на самый важный в данный момент вопрос. Нас сейчас интересует структура убеждающего высказывания.

Обратимся к знакомому со школьной поры стихотворению, обладающему, на наш взгляд, высочайшей степенью убедительности и опишем его структуру так, как она нам видится сквозь призму занимающих нас проблем.

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы, - он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Первые две строки посвящены описанию ситуации в целом, без подробностей. Автор, очевидно, наблюдает картину издалека: парус смутно белеет, да ещё в тумане. Перед ним нечто белое на голубом фоне, не более.

После общего описания высказывается гипотеза о причине сложившегося положения. В данном случае, предполагается одно из двух: либо парус, он же лирический герой стихотворения, стремится к некоей цели, либо избегает каких–то проблем.

Второе четверостишие начинается с рассмотрения ситуации вблизи. Издалека не услышишь свиста ветра и скрипа мачты. Подробность описания подразумевает сосредоточение на одном из аспектов происходящего, например, только на том, что слышно, на звуках. Результат такого подхода - вывод, опровергающий первоначальную гипотезу, к которой и обращено горькое «Увы». Ничего наш парус не ищет и ни от чего не скрывается.

Исследование, меж тем, продолжается. Автор обращает теперь внимание на то, что можно увидеть внизу и наверху судна, на форму и цвет. В поле его зрения попадают, разноцветные струя и луч. После чего формулируется окончательный вывод: парус ищет не цели, а состояния, именно – бури. Потому что он – мятежный. Причина происходящего находится не вне, а внутри героя, она определяется его свойствами. Мятежному свойственна буря.

Последняя строчка стихотворения – оценка полученного вывода. Слова «как будто» можно расценить как иронию по отношению к «парусу». Мол, мы-то понимаем, что в буре покоя нет, а он понапрасну ищет. Но можно эти слова понять и так, что мятежный парус ищет бури точно так же как кто-то другой, безмятежный, покоя ищет. Буря для нашего героя то же, что для другого – покой. И разница между покоем и бурей заключается не в характеристиках их, а в качествах ищущих.

Таким образом, данное сообщение, обладающее бесспорно сильным воздействием, состоит из 5 частей.

  1. Описание ситуации в целом, без подробностей

  2. Высказывание рабочей гипотезы.

  3. Ситуация рассматривается изнутри в каком-то одном аспекте и делаются первоначальные выводы. Они сравниваются с рабочей гипотезой.

  4. Внимание снова обращается на подробности ситуации, но уже в другом аспекте, . формулируются окончательные выводы.

  5. Производится оценка полученных результатов.
А теперь от анализа, выявления структуры текста, перейдем к синтезу: реализуем данную структуру в новом контексте. Предположим, что контекст связан с программой 1С:Бухгалтерия 8.

Куда бухгалтер одинокий
Спешит, таинственен и тих?
Он хочет заплатить налоги
Или скрывается от них?

Шуршит бумажник с черным налом,
Играет «Мурку» телефон.
Увы, он честен даже в малом,
Хотя достаточно умен.

Вокруг него сияет осень,
Внутри, как водится, сто грамм.
Он просто любит цифру восемь.
Как будто нет других программ!

Нисколько не претендуя на художественную значимость предложенного варианта, предлагаем читателям обнаружить в этом стихотворении рассмотренную выше пяти частную структуру. А появится желание – применить ее при составлении своих убеждающих текстов.

Творческих всем успехов!


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian