Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Цели корпоративного обучения: взгляд заказчика и точка зрения тренера-консультанта


1-я Уральская Конференция "Супермаркет тренингов, методик, семинаров, консалтинга", г. Челябинск, 11 октября 2007 года

 Автор: Печеркина Анна Станиславовна,
Ведущий консультант «Школы Деловых Коммуникаций
(«Директ Консалтинг Груп»)

Эффективность корпоративных программ обучения может быть адекватно оценена только при условии корректной постановки целей.

Более того, во многом эффективность обучения зависит от того, как именно сформулированы цели и задачи.

Возможные конфликты на стадии постановки целей могут быть разделены на 4 группы.

1. Кто ставит цель?

В качестве участников переговоров по постановке рабочей задачи тренеру-консультанту со стороны Заказчика могут выступать как непосредственные руководители участников будущего семинара или тренинга, так и руководители предприятия, не имеющие непосредственного контакта с обучающимися сотрудниками. Со стороны тренинговой и/или консалтинговой компании в переговорах принимают участие менеджеры по продажам, руководители направлений, возможно директорат. Соответственно, цели и задачи, озвучиваемые на подготовительном этапе, - это в большинстве случаев не цели будущих участников.

Отсюда – конфликт между целями руководителей предприятия и индивидуальными целями участников.

Последствия неснятого конфликта:

- саботаж со стороны участников семинара / тренинга («Нам это не надо!», «Вы нам лучше вот что расскажите…», «Это все не к нам, это к нашему руководству», «Вы лучше нашим боссам это расскажите»);

- конфликтные ситуации с руководителями и сотрудниками, не прошедшими обучение, после завершения семинара/тренинга («Они нам заявили, что мы все делаем неправильно!»);

- низкая оценка результатов семинара/тренинга участниками и/или руководителями («У меня были конкретные вопросы, я думал, что мы решим какие-то проблемы, а нам рассказали про то, чем мы не занимаемся», «Мы ожидали, что у них продажи вырастут, а они просто грамотнее говорить стали»).

Возможные способы снятия конфликта:

– участие в переговорном процессе тренера-консультанта;

– введение в учебные программы диагностического блока (входящее тестирование, интервью с потенциальными участниками, диагностические игры и упражнения) и блока оценки результатов (анкетирование, тестирование, интервью через 2-3 недели после завершения обучения);

– двухэтапное согласование целей: первый этап – цели от руководства, второй этап – цели от консультанта;

– «модульные» учебные программы, адаптируемые под запросы конкретной группы по завершении диагностического блока (программа-«конструктор», в которой определяются ключевые незаменяемые блоки и модули-приставки, подключаемые при необходимости проработки конкретных навыков и проблемных зон).

2. Как ставится цель?

Основные ошибки, совершаемые на этом этапе:

– избыточность задач обучения (развитие навыков, получение знаний, не востребованных в реальной работе);

- постановка целей, не достижимых в предлагаемом формате обучения (в ходе двухдневного семинара формирование навыков невозможно);

- подмена целей и задач обучения маркетинговыми или управленческими задачами (увеличение объемов продаж, доведение до персонала сути организационных изменений).

Распространенность этих ошибок обусловлена тем, что клиент хочет получить за как можно меньшие деньги как можно больше, а компании-провайдеры тренинговых услуг хотят продать тренинговую программу как можно быстрее и как можно дороже (зачастую идут на поводу у Заказчика, беря на себя сверхобязательства).

Последствия неснятого конфликта:

- overpromise (сверхобещания; чаще всего проявляется в «раздутых», перегруженных программах);

- неоправданные ожидания;

- «передозировка» участников теоретическими знаниями (информация есть, навыков нет – часто приводит к ступору в работе: «Я знаю, как все должно быть, но как это сделать?»).

Возможные способы снятия конфликта:

– обучение руководителей в ходе переговоров (техника «клиент-эксперт», позволяющая научить покупателя задавать правильные вопросы и ставить реалистичные цели);

– формирование комплексных программ (первый блок – поиск проблемных зон, далее – проработка каждой из них);

посттренинговое сопровождение (как участников семинара/тренинга, так и руководителей).

3. Когда ставится цель?

Теоретиками и практиками групповой психотерапии хорошо изучен феномен изменения целей участников группы в ходе терапии. В начале терапии (как и процесса обучения) участники декларируют рационализированные, «социумные» цели – такие, какие, по их мнению, будут одобрены другими участниками, руководителями, тренером.

Действительно актуальные личные цели некоторые участники не решаются проговорить до самого конца обучения (тренер может увидеть их «следы» в ходе диагностических упражнений, групповых дискуссий) или же проговаривают, преодолев внутреннее сопротивление воздействию, недоверие тренеру, страх изменений. Ср. у Ирвина Ялома: «Иногда видение пациентом собственной исходной задачи изменяется в соответствии с прогрессом в терапии…

На самом деле, прежде чем некоторые пациенты станут способными сформулировать эгоистичную исходную задачу, они должны пройти через большую часть терапии». Соответственно, если потребности и цели обучающихся изменяются в течение учебного курса, то необходимые методики и приемы преподавания, а также и содержательная основа, должны меняться. В реальной практике существует конфликт между целями, формулируемыми «до», и целями, формулируемыми в «ходе обучения».

Последствия неснятого конфликта:

- угасание интереса («Мы это уже поняли, давайте дальше»);

- разрушительная групповая динамика.

Возможные способы снятия конфликта:

– обучение бизнес-тренеров техникам и технологиям работы с учебными группами;

– отслеживание изменений целей участников («контрольные замеры», feed-back по завершении каждого учебного модуля);

– программа-конструктор, способная быть адаптированной под изменяющиеся требования участников («заготовлено» должно быть существенно больше, чем реально будет востребовано).

4. С какой целью ставится цель?

Тавтологичность постановки вопроса иллюзорна. В реальной практике необходимо понимать, что человек, ответственный за постановку целей, в процессе переговоров преследует свои – в том числе эгоистичные цели. Те явления, с которыми тренер столкнется в процессе обучения – сопротивления и защиты участников, групповая динамика (борьба за власть, распределение ролей, поиск «козла отпущения»), стереотипные установки, тормозящие развитие и т.д., в полной мере представлены уже на этапе переговоров с руководителем. Иными словами, начало процессов, реализующихся в обучении, – это начало переговоров. На поверхностном уровне – декларируемые цели всегда или почти всегда являются «картинкой» для консультанта. Редкий руководитель решится признать существование реальных проблем на предприятии, общаясь с чужим человеком, наделенным правом оценки.

Последствия неснятого конфликта: несоответствие поставленных целей реальным проблемным зонам; неудовлетворенность результатами обучения; девальвация результатов.

Возможные способы снятия конфликта:

– работа на переговорах с учетом эффектов сопротивления взрослого человека обучающему воздействию;

– участие руководителей в обучении.

Таким образом, знание о существовании, как минимум, четырех проблемных зон на этапе постановки целей корпоративного обучения позволяет переопределить границы процесса обучения. В зону ответственности тренера-консультанта попадает не только обеспечение удовлетворения запроса Клиента, но и:

  • точность,

  • полнота,

  • реалистичность

  • и корректность самого запроса.


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian