Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Электронные инструменты бизнес-консультанта


Доклад на IX-й Конференции СПб Клуба консультантов и тренеров

 Автор: Соколов Георгий Борисович,
Начальник IT-отдела
консалтинговой компании «ТРИЗ-ШАНС» (г. Санкт-Петербург),
кандидат физико-математических наук

1. Ресурсы: внутренние или внешние?

Сейчас издается много книг по традиционному психологическому консультированию и модному коучингу. В этих книгах красной нитью проходит мысль: все резервы для решения проблем уже есть внутри человека…

Еще за много столетий до психотерапевтов римские авторы говорили: если не можешь изменить ситуацию – изменяй точку зрения.

При решении каких проблем данный подход имеет смысл? Например, к лечению юного пациента психотерапевта можно подойти с двух сторон:

- вложить 100-200 тыс. евро в его окружающую среду (приобретение новой квартиры без родителей-алкоголиков; качественное обучение; новая увлекательная работа; фитнес-клуб со специальными программами; развивающие путешествия и т.п.)

- попытаться изменить его точку зрения, использовать его внутренние ресурсы…

Понятно, что второй способ дешевле и доступнее. Но можно ли вылечить, скажем, аппендицит без серьезного вмешательства извне, используя только внутренние ресурсы больного?

Теперь от личных проблем человека перенесемся в бизнес. Переносим ли вышеназванный подход («если не можешь изменить ситуацию – изменяй точку зрения») в эту область? К сожалению, во многих случаях это представляется невозможным, так как на определенном этапе бизнес перестает являться только средством решения личных проблем его владельца…

Если мы говорим не о маленьком кафе на углу (которое предназначено скорее не для заработка, а для того, чтобы хозяин и его друзья могли поесть и пообщаться), и не о психотерапевте с частной практикой, а о средних и крупных фирмах, то в них вовлечено большее количество людей и их деятельность неизбежно связана с изменением окружающей действительности. А изменение окружающей действительности невозможно без привлечения внешних ресурсов, так как внутренние ограничены.

В том числе это относится и к знаниям, и к методикам управления знаниями.

Если говорить о знаниях, то на лицо следующие тенденции:

- рост объёма знаний;

- совершенствование технологий работы с ними (первые такие технологии – язык, письменность…);

- появление систем поддержки принятия решений.

ПРИМЕР № 1. Дерек Прайс профессор истории науки Йельского университета, обнаружил экспоненциальный закон, по которому, например, число научных публикаций удваивается каждые 10—15 лет. Д. Прайс в своей книге «Наука со времен Вавилона» приводит график роста числа научных журналов начиная с наступления эпохи Нового времени. Первый научный журнал появился в 1665 году. В 1750 году издавалось 10 журналов; в 1800 году в мире уже было около 100 периодических научных изданий; в 1850 году — порядка 1000, в 1900 году — 10 тысяч, а во второй половине XX века (1965) — около 100 тысяч периодических научных изданий…

ПРИМЕР № 2. «Но последствия революции в сфере информационных технологий проявляются не только в работе с удобными и доступными базами данных. Оперативность и объем поступающей информации требуют ее ускоренной обработки. Где бы ни игралась шахматная партия, она мгновенно транслируется на весь мир и подвергается тщательному анализу. Сейчас уже необходимо учитывать тот факт, что новая идея, на разработку которой раньше уходили месяцы, а то и годы, теперь может быть применена другими игроками уже на следующий день».

Каспаров Гарри, Шахматы как модель жизни, М., «Эксмо», 2007 г., с.35.


2. Уровни творческих задач

В свое время первый разработчик ТРИЗ Г.С. Альтшуллер [1926-1998] предложил классификацию творческих задач по уровням сложности:

«Для изобретения использован:

1-ый уровень: известный объект без выбора или почти без выбора;

2-ой уровень: выбран объект из нескольких или сделаны небольшие изменения исходного объекта;

3-ий уровень: исходный объект меняется сильно;

4-ый уровень: исходный объект меняется полностью;

5-ый уровень: изменена вся техническая система, куда входил исходный объект, или сделано научное открытие».

Альтшуллер Г.С., Творчество как точная наука, М., "Советское радио", 1979 г., с.14-18.

Если перенести данную классификацию в гуманитарные области – например, в журналистику или бизнес-обучение, то получится примерно следующее:

Таблица 1

Уровень решения В области журналистикиВ области бизнес-семинаров / тренингов
Первый Репортаж по заданному плану с места событий; написание пресс-релиза Перестановка нескольких фрагментов известного семинара / тренинга
Второй Написание материала по известной теме Усовершенствование нескольких элементов известного семинара / тренинга
Третий Качественное раскрытие отдельных подтем Создание семинара / тренинга с явно новыми отдельными элементами: упражнениями, носителями и т.п.
Четвертый Качественное раскрытие новой и небанальной темы Создание нового семинара / тренинга с преобладанием новых элементов: методик, упражнений, носителей и т.п.
Пятый Новый жанр / стиль Новый жанр для гаммы семинаров / тренингов


О простейших решениях 1-го уровня (наиболее распространенных) в данном Докладе мы говорить не будем. Когда же речь идет о задачах 2-го, 3-го и – тем более – более высокого уровня, выясняется, что на их решение способны единицы и количество решений катастрофически падает… На IX-й Конференции портала TREKO.RU (Санкт-Петербург, 22-23 декабря 2007 г.) подводятся итоги конкурса по решению 23 бизнес-задач для бизнес-тренеров и консультантов. К сожалению, каждый может убедиться в том, что качественных решений немного (при том, что самые слабые решения Оргкомитет решил не публиковать). Это – подтверждение того, что и бизнес-тренеров и консультантов высокой квалификации немного - о чем уже многократно говорилось на предыдущих Конференциях портала TREKO.RU...

Что же делать, если существует не одна задача, а поток сложных проблем? Например, на наших Мастер-классах Слушателям за день приходится решать 10-15 задач подобных задач.

Еще в 50 годы прошлого века профессор ЛИТМО Митрофанов С.П. предложил технологию разделения труда при решении подобных проблем (за свою разработку он единолично получил Ленинскую премию): есть те, кто разрабатывает технологии, а есть те, кто эти технологии внедряют и применяют «на местах» - эксплуатационщики. И это принципиально разные жанры.

И именно поэтому наша компания считает перспективным специализацию именно на разработке технологий решения задач высоких уровней.

ПРИМЕР № 3. «Следует отметить, что шахматисты далеко не всегда сознают, что разыгрываемые ими варианты уже встречались раньше. База данных, содержащая несколько миллионов партий, может мгновенно продемонстрировать, где произошло отклонение данной партии от предыдущих. Но даже самый подготовленный гроссмейстер иногда приходит в изумление, когда обнаруживает, что потратил время за доской на изобретение колеса, повторяя ходы из какой-нибудь старой партии. Но шахматы настолько сложная и многогранная игра, что такие случаи бывают скорее исключением из правила. И сегодня новые позиции нередко возникают до пятнадцатого хода, а в некоторых партиях новинки появляются еще раньше. Как и город, шахматы имеют свои центральные проспекты и боковые улочки. Остается еще достаточно места для творчества и оригинальных находок на «нехоженых тропах», но они таят в себе большой риск. Что мы выберем: безопасность хорошо освещенной главной улицы или неизвестность темных аллей?»

Каспаров Гарри, Шахматы как модель жизни, М., «Эксмо», 2007 г., с.174-175.


Сейчас все чаще звучит тезис о том, что приличный бизнес-тренинг не имеет смысла без консалтинга - и даже в некоторых случаях может быть им заменен. Постепенно возникает понимание того, что качественный консалтинг снижает необходимость в обучении, понижает (а не повышает!) требования к квалификации сотрудников.

В нашем же понимании, современный семинар / тренинг / консультация высокого уровня представляет собой обучение работе с экспертной системой, предназначенной для решения нужного класса задач (технических, управленческих, маркетинговых и т.д.) и передаваемой Заказчику. Собственно обучение идет как дополнительная услуга – основной «продукт», который решает задачи Заказчика в отсутствие Авторов разработки, предоставляется Заказчику в электронном виде

3. Несколько примеров экспертных систем:

- «Изобретающая машина / Inventive machine». Предназначена для решения сложных инженерных задач. Первая версия программы выпущена еще в Советском Союзе, в ее основе – Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), разработанная Г.С. Альтшуллером. Программа содержит базы данных изобретательских приемов; геометрических, физических, химических эффектов, применяемых при решения инженерных задач;

- Бортовой компьютер американского самолета-невидимки «Стелс» содержит экспертную систему на случай нештатных ситуаций;

- Профессиональные модели фотоаппаратов «Nikon» содержат экспертную систему с 30.000 реальных съемочных ситуаций;

- Для решения технических проблем, возникающих у клиентов, компания «General Electric» создала экспертную систему, в пополняемой базе данных которой 1,5 млн. вариантов всевозможных проблем и их решений. Благодаря использованию последних достижений в области искусственного интеллекта, система позволяет проводить диагностику в режиме реального времени и быстро отвечать на вопросы;

- Программа-консультант «EXPO: 1001 Рекламоноситель» (разработка консалтинговой компании «ТРИЗ-ШАНС», Санкт-Петербург). Крупнейшая в мире база данных решений в области продвижения продукции (более 2200 решений).

Основные классы решаемых задач:
  • разработка PR- и промо-акций, рекламных кампаний;
  • поиск новых идей для продвижения продукции;
  • поиск новых, нестандартных рекламоносителей и их поставщиков;
  • поиск идей для выставочных стендов;
  • анализ полученной системы решений.
Консультация в компании «ТРИЗ-ШАНС», связанная с решением подобных задач, проводится по следующему плану:

Шаг-1: Заказчику заранее высылается формуляр бизнес-задачи. Обучаемые должны его заполнить, описав свои наиболее сложные задачи по теме консультации.

Шаг-2: После анализа этих задач корректируется программа обучения.

Шаг-3: Собственно обучение проходит на материале Заказчика – его реальные практические задачи разбираются с использованием методик и обучающих экспертных систем совместно с обучаемыми.

Шаг-4: По окончании обучения у Заказчика остаются не просто «хорошие впечатления о личности тренера», а решения ряда актуальных собственных задач и электронные инструменты для решения подобных задач в дальнейшем и в отсутствие разработчиков.

- CRM-система «Тренинг-Семинар-Конференция».

Позволяет, например:

- выбрать типовой план подготовки мероприятия из существующих шаблонов;

- сформировать список потенциальных участников обучения из базы данных Клиентов;

- подготовить и разослать текст индивидуального письма-приглашения;

- накапливать и анализировать статистику поведения Клиентов и т.п.


4. Выводы:

4.1. Если говорить о науке, то надо понимать, что часто ее результаты могут оценить только специалисты. Например, разработки в области математического моделирования движений жгутиков и ресничек интересуют в России несколько десятков ученых…

4.2. Сейчас в мире формируется рынок методик – технологических знаний, которые - в отличие от классических научных разработок - изначально нацелены на понимание и применение множеством несовершенных (!) людей. Так, вряд ли я ошибусь, если скажу, что процессом постановки продаж товаров и услуг, проведения выставок, интересуются сотни тысяч россиян.

4.3. Неизбежно «расслоение» в области бизнес-тренингов и консалтинга на разработчиков и на тех, кто будет приобретать и эксплуатировать разработки.

ПРИМЕР № 4. «В наши дни Вы можете купить за пятьдесят долларов немало программ (например, Fritz или Junior), побеждающих большинство гроссмейстеров. В 2003 году я играл серьезные матчи против новых версий этих программ, запущенных на мощных (но коммерчески доступных) многопроцессорных сериях, и в обоих случаях счет оказался равным. Разумеется, о сеансе одновременной игры на этот раз не могло быть и речи. Многие обозреватели и программисты еще десять лет назад предсказывали, что такой день неизбежно наступит, но ни один из них не сознавал в полной мере, какое значение для профессиональных шахматистов будет иметь супергроссмейстер, упакованный в жестком диске ноутбука. Существует много сценариев того, как с возвышением машин люди утратят интерес к шахматам. Это будет Судный день шахмат — игра как таковая будет решена, то есть компьютеры смогут математически убедительно просчитать с самого начала ее результат. Ни одно из этих мрачных предсказаний пока не сбылось и вряд ли сбудется в обозримом будущем. Но быстрое распространение мощных шахматных программ имело много неожиданных последствий, как положительных, так и отрицательных».

Каспаров Гарри, Шахматы как модель жизни, М., «Эксмо», 2007 г., с.190-191.


4.4. По мнению экспертов консалтинговой компании «ТРИЗ-ШАНС», к признакам качественной методики можно отнести:
  1. увеличение вероятности решения определенного класса бизнес-задач;
  2. принципиальная доступность для обычного Пользователя;
  3. понижение требований к квалификации Специалистов;
  4. возможность освоения и применения за ограниченное время;
  5. работоспособность в отсутствие Автора методики.
Литература

Очное обсуждение аналогичной проблематики идёт на наших
периодически проводимых Конференциях по инновациям


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.
Редактор TreKo.RU Александр Соколов

English
Deutsch
Russian