Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Развитие бизнес-тренинга в России: тенденции, проблемы, задачи


Заочный Доклад на IX-й Конференции СПб Клуба консультантов и тренеров

 Автор: Кларин Михаил Владимирович,
Ведущий эксперт Российского института директоров
Управляющий партнёр STS-VostoK
Академический директор Московской школы менеджмента НКО
Член Профессионального сообщества корпоративных директоров,
доктор педагогических наук
Сайт: http://www.klarin.ru

Развитие тренинговой практики в России происходит в контексте динамичного роста всех секторов экономики - государственного, коммерческого и некоммерческого. Особенно активным потребителем тренинговых услуг является бизнес.

Бизнес-тренинг по своей природе является наиболее динамичным форматом подготовки человеческого ресурса организаций. С моей точки зрения, рост актуальности тренинга в России вызван усилением значимости вклада человеческих ресурсов в бизнес-результаты по мере того, как:

- в неконкурентных отраслях / сегментах растёт необходимость повысить эффективность деятельности организаций,

- в конкурентных отраслях / сегментах растёт вклад человеческих ресурсов в развитие бизнеса, в то время, как рост вклада других ресурсов (финансовых, административных и т.д.) исчерпывается (или выравнивается) по сравнению с конкурирующими компаниями.

Принципиально потребительская ценность бизнес-тренинга определяется тем, насколько для конкретной организации полезен именно тренинговый формат подготовки сотрудников.
Рынок бизнес-тренинговых услуг, по моему мнению, сейчас находится на пути к созреванию, хотя и далёк от насыщения и соответственно, зрелости.

Ниже в тезисном виде приведу свои впечатления о тенденциях рынка, проблемных областях в масштабе отрасли, в практике бизнес-тренинговых услуг, а также о задачах развития отрасли. В заочном докладе сделан акцент на тренинговой составляющей рынка тренингово-консалтинговых услуг.

Тенденции рынка

  • Общий рост объёма рынка, сопровождающий рост экономики и бизнеса:

    - Общий рост спроса на тренинговые услуги

    - Быстрый рост числа тренинговых компаний

    - Рост числа свободно практикующих тренеров

  • Развитие тренинговых услуг на фоне повышения искушённости / осведомлённости и управленческой культуры клиентов

  • Неравномерность развития:

    - Столицы ─ регионы

    - «Машина времени»: сдвиг на несколько лет в состоянии тренингового рынка (Москва ─ регионы; Россия ─ другие страны СНГ)

  • Организационные формы /менеджмент тренинговых услуг:

    - Открытые площадки стали обыденностью (ряд тренинговых компаний служат открытыми площадками для выступлений ведущих тренеров в масштабах СНГ)

    - Брокерские услуги и усиление партнерских связей тренинговых компаний

    - Профессионализация выставочной деятельности

    - Профессионализация работников тренинговой отрасли

    - От парапрофессионалов («бывших» психологов, педагогов, инженеров и т.д.) – к профессиональным тренерам-консультантам

    - Формирование категории внутренних корпоративных тренеров

    - Клубная активность: развитие профессиональной среды

    - Рост спроса на тренинги для тренеров

    - Потребность в профессиональной литературе: появление книг для тренеров, написанных российскими авторами

    - Появление потребности в супервизии для бизнес-тренеров

    - Попытки структурировать уровни тренерской квалификации (грейдирование тренеров в компаниях, рейтинги тренеров, проекты сертификации тренеров)

  • Развитие практики обучения в организациях:

    - Рост потребности организаций в развитии собственного тренингового ресурса

    - Развитие внутренних учебных центров / корпоративных университетов

    - Внутренние программы (внутренний MBA, обучение кадрового резерва и др.)

    - Вывод внутренних корпоративных программ на внешний рынок

  • Развитие содержания тренинговых услуг:

    - Рост осознанных запросов заказчиков на тренинговые решения (customized training solutions)

    - Изменения в форматах тренинговых услуг: распространение практики предтренинговой диагностики и пост-тренингового сопровождения

    - Рост спроса на услуги по сплочению команд / командообразование

    - Развитие управленческих команд как специальная задача и вид тренинговых услуг

    - Тренинги, ориентированные на деловой результат

    - Тренинги, переходящие в сессии организационного развития
    - Специализированное развитие практики team building (командообразования)

    - Обучение действием

    - Расширение практики использования лицензированных тренинговых продуктов (зарубежные, отечественные)

    - Появление осознанной потребности в коучинговых услугах, развитие коучинга в индивидуальном формате, появление потребности в коучинге в мсштабе деятельности организации

    - Расширение целевой аудитории тренинговых услуг: от линейного и среднего менеджмента ─ к топ-менеджменту и владельцам бизнесов

  • Развитие / интеграция форматов тренинговых услуг:

    - Привязка тренингов к оценке компетенций

    - Сочетание тренингов с практикой ассессмент-центров

    - Комбинированное обучение: сочетание тренинговых форм с дистанционным обучением

    - Развитие программных продуктов для тренинга

    - Тренинговые программы в рамках программ организационного развития

    - Целенаправленный поиск новых форматов / продуктов: поиск лицензионных продуктов, авторские разработки оригинальных форматов

    Проблемные области в масштабе отрасли

  • Оборотные стороны быстрого роста бизнеса:

    - Дефицит профессионализма в деятельности HR-функции

    - Неструктурированность рынка тренинговых услуг, обилие непрофессионально выстроенных форматов

    - Нарастание разрыва между бизнес-практикой многих компаний-заказчиков (средний и крупный бизнес) и бизнес-укладом тренинговых компаний (малый бизнес)

    - Спам-продвижение тренинговых услуг

    - Интеллектуальное пиратство: несоблюдение прав интеллектуальной собственности

    - Проблема независимой экспертизы тренинговых продуктов, услуг

    Примечание Редактора портала TREKO.RU: Cм. Интеллектуальная собственность в области тренинга и консалтинга: 14 вопросов и ответов

    Проблемные области в практике бизнес-тренинговых услуг:

    - Исчерпание потенциала бизнес-отдачи навыковых тренингов «в чистом виде»

    - Копирование / клонирование тренинговых программ и связанное с ним размывание идентичности тренинговых предложений

    - Псевдотендерная практика в деловом обиходе компаний-заказчиков

    - Коррупционность: практика откатов

    - Легитимизация профессии бизнес-тренера

    - Формирование независимых профессиональных организаций в сфере обучения и развития персонала

    - Формирование профессиональных стандартов подготовки бизнес-тренеров

    - Формирование отраслевых стандартов деятельности тренинговых компаний

    - Развитие области повышения профессиональной квалификации бизнес-тренеров.

    Задачи развития теории и методов тренинговой работы:

    - Осмысление предмета работы в бизнес-тренинге

    - Осмысление различий феноменов субъект-субъектных отношений в ходе тренинга (тренер-участники) и субъект-объектных отношений в бизнес-реальности (сотрудник-организация)

    - Осмысление задач использования инструментария социально-психологического тренинга в практике бизнес-тренинга

    - Преодоление терминологической путаницы (психологического и управленческого языка, ─ разного понимания одинаково звучащих терминов «мотивация», «развитие», «изменение», «навык», и т.д. ─ с позиций психологии и в рамках управленческой практики)

    - Разработка содержания и форматов повышения квалификации бизнес-тренеров

    - Разработка содержания и форматов тренерской супервизии.


    X-я Конференция "Как создать и продвигать новый тренинг или бизнес-семинар"


    Мы Вконтакте:
    вступайте!

    Мы в ФБ:
    вступайте!

    Мы в Твиттере
    Добавляйтесь!
    Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

  • Публикации на аналогичную тему:

    Методические статьи
    Статьи и дискуссии
    Полезные бизнес-цитаты
    Коллекции
    На главную
    Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
    Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

    Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
    Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


    English
    Deutsch
    Russian