Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



О проверке остаточных знаний: ВУЗы живут по законам, но без понятий

 Автор: Захаров Игорь Сергеевич,
кандидат технических наук

Недавно пришлось мне быть на заседании кафедры экономического профиля вуза, где я работаю, и участвовать в обсуждении результатов тестирования остаточных знаний студентов по естественным наукам.

Картина была парадоксальной.

Выступал преподаватель с кафедры физики, показывал, что все лекции он построил на основе презентаций, мало того – с анимациями. Студенты могли увидеть, как выглядит Солнце в разных диапазонах спектра, как вращаются планеты вокруг Солнца. Это специалист, чья диссертация посвящена современным проблемам физики, работавший с предприятиями, то есть умеющий показать все проблемы учащимся на практике. Он говорил, что часть студентов и после окончания курса лекций приходят к нему, спрашивают о проблемах физики. Но преподаватель буквально испытывал нервный стресс, потому что при тестировании «остаточных знаний» по его дисциплине студенты получили плохие баллы.

Немногие знают, что почти каждое тестирование «остаточных знаний» сопровождается тяжелыми нервными переживаниями именно у хороших преподавателей! Обычно думают, что это происходит потому, что плохо составлены тесты, но проблема куда глубже. Она практически не обсуждается в СМИ, а невидимые миру страдания являются характерным примером бюрократизации общества.

Конечно, большинство преподавателей вузов России, честных, неравнодушных людей волнует качество знаний их учащихся. Вузовский преподаватель живет для того, чтобы воспитывать новое поколение выпускников-специалистов.

Тем не менее, задачей ОЦЕНКИ качества работы кафедр, вузов является не только СОЗДАНИЕ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ преподавателей с соответствующими административными выводами, но и ПОДДЕРЖКА ДОБРОСОВЕСТНЫХ ПЕДАГОГОВ, их новаций в области преподавания.

Откуда возникает такая странная и тревожная ситуация? Тестирование, которое уже не первый год проводится в вузах, основано на КОНТРОЛЕ ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ у студентов, прошедших курс обучения по какому-либо предмету. Результаты тестирования определяют важнейшие факторы финансирования кафедр, вузов, их инновационные потенциалы, репутацию преподавателей.

При этом понятие «остаточных знаний» ни формально, ни тем более, юридически, никак не определено, поэтому неясно, какие знания необходимо проверять и на какой основе...

Говорят, что цивилизованное общество живет по законам, а не по понятиям. Вузы сегодня не имеют даже понятия, о том, что подразумевается под «остаточными» знаниями.

Преподаватель попадает в ситуацию, когда, сколько бы он ни вкладывал в обучение труда, мысли, творческой фантазии, контрольные органы ему могут всегда объявить, что студенты плохо знают предмет…

Для этого можно, например, посчитать «остаточными знаниями» по физике для экономистов определение принципа дополнительности Бора, или положений общей теории относительности, а по экологии задать вопрос, впадает ли в спячку египетский сурок, какие отношения связывают акулу с рыбой прилипалой – топические, трофические или фабрические? Эти знания будущие экономисты якобы должны помнить аж через год после окончания курса!? Если речь идет о метрологии, которая, подобно многим древним наукам, «неисчерпаема, как атом», то преподаватель может добросовестно читать информационные аспекты метрологии, а тесты для проверки остаточных знаний предлагаются почему-то по части задач на… знание обозначений шероховатости деталей. Причем даже специалисты именно в этой области не в курсе, какие именно стандарты сегодня применяются в России.

Проверка кафедр организована, согласно Закону так, что удар всей мощи органов надзора за образованием после результатов тестирования наносится по преподавателю и кафедре, студент же не несет НИКАКОЙ ответственности за плохие показатели при тестировании и может вообще не утруждать себя воспоминаниями о «остаточных знаниях» и писать ответы «левой задней».

Исходя из здравого смысла, ОСТАТОЧНЫМИ знаниями должны являться НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ сведения или законы для выпускника данной специальности. При сегодняшней практике тестирования к «остаточным» знаниям можно отнести любые виды знаний, от узко-специальных до фундаментальных. К «остаточным» знаниям неправомерно относить, но относят неподтвержденные ГИПОТЕЗЫ (якобы об опасности размножения прежних форм эпидемий при глобальном потеплении), а также даты и факты, знакомые узкому кругу специалистов.

Особую опасность такая практика проверки «остаточных» знаний представляет, если предмет перегружен информацией из разных областей науки и преподается по разным учебникам, где авторы воплощают свое видение предмета. Например, «концепции современного естествознания» излагаются в 10-15 учебниках, каждый из авторов которых имеет свое видение и свою классификацию «революций» в естествознании. Если учебник пишет астрофизик, то для него революцией являются открытия Птолемея и Коперника, для биолога революцией будет теория Дарвина, открытие клеточного строения, для инженера – паровая машина. Преподаватель и руководство кафедры не могут представить заранее, какими «революциями» измеряют достижения естествознания создатели тестов.

При сегодняшней ситуации ни преподаватель и руководство кафедры даже приблизительно не знают, какие знания при тестировании могут быть отнесены к «остаточным», ни студент, на какие сведения ему обратить внимание, ни работодатель, какими минимальными знаниями должен обладать выпускник. При этом у преподавателей вузов нет никакой организации, которая бы могла защищать их права, а также права миллионов студентов (считаются необходимым лишь партия власти или заботящаяся о банкирах и крупных бизнесменах).

В таких случаях тестирование может приводить к неверной оценке труда педагогов, целых коллективов кафедр, вузов, создавать ложную оценку качества подготовки специалистов и давать неверное представление о качестве российского высшего образования для отечественных и зарубежных студентов, а также работодателей.

Некие контрольные инстанции, представители которых никогда не слышали лекций преподавателей, не интересовались мнением студентов, работодателей, получают финансирование для создания тестов, выносят на основе тестов приговоры, оскорбляющие профессионализм педагогов.

Для обеспечения демократичности процедуры тестирования в неё требуется внести следующие изменения:

1. Определить статус «остаточных знаний» по предметам для каждой специальности.

2. Определить юридически статус «остаточных знаний», дав возможность оспаривать результаты тестирования в судебном порядке.

3. Содержание «остаточных знаний», зафиксированных в программе, определять комиссией, в которую входят не только представители надзорных инстанций, но и специалисты по данным предметам, а также представители компаний, принимающих специалистов на работу.

4. Содержание «остаточных знаний» зафиксировать в программах и ЗАРАНЕЕ познакомить с ними преподавателей.

5. Сборники по требованиям к «остаточным знаниям» опубликовать или выложить на сайты, чтобы состав «остаточных знаний» был известен преподавателям, студентам, их родителям, работодателям.

6. Тестирование проводить в рамках установленного состава «остаточных знаний».

7. Периодически пересматривать состав «остаточных знаний» с учетом изменений требований к подготовке специалистов и отражать новые требования в процедуре тестирования и на сайтах.

Подобная процедура позволит создать прогрессивный цикл обновления знаний у студентов и отслеживать требования к высшему образованию с учетом соблюдений принципов демократии, зафиксированных в Конституции РФ.


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian