Где спрятать шпаргалку, как "довести" преподавателя, как "закосить" или сорвать урок...
Учитель учит учеников, ученики от века сопротивляются этому. Перед читателем - картотека приемов "антишколы". Читать их неприятно, знать - необходимо.
Работа предназначается как для "повышения антикризисной" квалификации педагогов, так и для проведения тренингов на семинарах по педагогике.
Оговоримся сразу: перед авторами - ленинградскими школьниками, а ныне - студентами С.Ю. Модестовым и С.В. Лалиным стояла задача с о б р а т ь, а не изобретать новые приемы "антишколы". Почему не изобретать, надеемся, понятно. Более того, как говорит опыт работы педагогов со стажем, особенных новаций в области "антишколы" за последние 30 лет не наблюдалось...
Радикальное лекарство от "антишколы" - качественное обучение, нужное ученикам...
- на потолочной балке, со стороны, не видной преподавателю;
1.2. Мебель.
- шпора написана на парте карандашом или фломастером;
- написана на спинке стула впереди сидящего или - для сидящих на первой парте - на щитке учительского стола;
1.3. Орудия труда.
шпора в пенале (калькуляторе - вместо инструкции, в чехле для очков);
приклеена к оправе очков, если оправа достаточно широкая;
под часами;
шпора под листком с работой;
шпора под обложкой учебника, чтобы быстро открыть или (если на экзамене) - в брошюрке - перечне билетов;
шпора на торце тетради (учебника);
закладка-линейка - мгновенно открыть в нужном месте учебник (тетрадь);
шпора небрежно написана на клочке бумаги, можно даже перечеркнуть, потом пользоваться этим листком как черновиком;
шпора на тонкой бумаге наматывается на стержень шариковой ручки;
написана на черной обложке учебника синей пастой, при определенном угле зрения паста бликует - написанное видно ученику, но не видно учителю;
шпора выцарапана на гранях пластмассовой ручки или линейки, если провести по такой надписи грязной рукой, написанное станет видным;
шпора в/под портфелем, лежащим рядом, на парте или на свободном стуле;
на столе - "рабочий беспорядок" - разместить шпоры среди бумажек, ручек и проч.;
шпоры в виде выдранных страниц учебника или тетради;
шпора на другом языке, заведомо непонятном преподавателю (английский, эсперанто, стенография, в виде распечатки компьютерной программы и т.п.)
шпора написана на карандаше или ручке, можно иметь набор разноцветных ручек - по цвету на тему;
шпора в корпусе часов (с перемоткой);
Варианты: в коробочке с перемоткой, просто на двух ручках, внутри толстой ручки - намотана на стержень.
1.4. Одежда.
на лацкане пиджака;
для девочек - при мини-юбке - под прозрачным чулком на ноге;
под ботинком;
шпора на резинке - как рукавица у малышей - в случае опасности мгновенно прячется в рукав;
шпора за поясом (ремнем);
шпора в высоких сапогах или длинных носках;
шпора в носовом платке;
шпора в галстуке;
шпора в манжете рубашки или пиджака;
шпора на спине соседа, сидящего впереди.
1.5. Ученик.
для мальчиков - под коленкой на стуле или между ног, тоже на стуле;
написана на ладони;
нагло открытый и лежащий посреди парты учебник (тетрадь). Бывает, что преподаватель его не замечает, отсекая в то же время все подозрительные движения вокруг;
шпора написана карандашом на ногтях;
шпора на коленке - прижимается к парте ногой в случае опасности;
тетрадь на сдвинутых стульях между двумя учениками;
шпора пишется на небольшом листке, заклеивается прозрачной клейкой лентой и прячется во рту;
шпора прячется в бинты якобы порезанной или сломанной руки.
1.6. Учитель.
использовать знания учителя при помощи косвенных вопросов типа "Я не знаю, как правильно выразить свою мысль..."
шпора на спине учителя (технически сложно).
1.7. Остальное.
в виде элементов милого, невинного рисунка (очень красивый индеец на обложке тетради, перья которого - миниатюрные формулы по физике, автомобиль с соответствующими номерными знаками и рекламными надписями, и т.п.)
шпора написана на уличном асфальте перед окнами школы (института);
шпора на резиновом жгуте - в растянутом состоянии слова видны и их помещается больше, в сжатом - не видны;
"фоношпора" - записывается на кассету, прослушивается через плейер, наушник маскируется волосами, провод - под цвет одежды;
радиопередатчик (редко);
ученик сидит около двери, за дверью его сообщник выслушивает номер билета или вопрос и диктует ответ;
положить учебник на пол и листать его ногой (ботинок можно снять);
если нельзя посмотреть шпору в аудитории, отпроситься в туалет и смотреть там;
все шпоры или задания взяты у параллельного класса, который эту работу уже написал;
Вариант, близкий к идеальному: вся работа написана заранее (т.н. "бомба")
ПОДСКАЗКИ:
солнечным зайчиком, используя азбуку Морзе или прямо показывая то, что надо при ответе по картам и таблицам;
подсказывать на сурдоязыке ("по-немому") или используя иной, собственный вариант кодирования;
ответ крупно пишется на развороте тетради и в удобный момент демонстрируется отвечающему;
подсказывать шепотом, сидя на первой парте;
"Вызываю огонь на себя" - выйти к доске без разрешения со словами: "А мне кажется, что вот здесь..." и, неся чепуху, успеть передать шпору.
Противодействия:
по мнению Любомирского А.Л., самый общий и сильный контрход учителя - стать неформальным лидером класса;
внезапная работа или непредсказуемый опрос;
следить за всеми движениями учеников (в т.ч. так называемое боковое зрение);
просить все убрать с парты ("Тетради и учебники туда, на чем сидим!");
впускать в класс только без портфелей, на партах все заранее приготовлено - ручки, листки и проч.;
внимательно следить за глазами, поскольку у размышляющего взгляд всегда отличается от того, который ждет момента, чтобы заглянуть в шпору;
разрешить пользоваться всеми источниками, но изменить критерий оценки: знание предмета в опросе после формального "чистописания".
(Вариативный пример: дать написать не формулировку трех законов Ньютона, а задачи на эти законы).
2. КАК ВЛИЯТЬ НА ОЦЕНКИ или "ЧТОБ НЕ СПРОСИЛИ".
2.1. Не прийти (индивидуально или всем классом).
Противодействия:
устраивается потемный зачет для каждого;
если весь класс срывает урок - наказываются только лучшие, это вселяет раскол;
и наоборот - если провинились несколько человек, наказываются все.
2.2. Ныть хором или подойти до урока и попросить, чтобы не вызывали (с какой-то мотивацией).
Противодействие: спросить другой материал или несколько тем на выбор.
Если ученики злоупотребляют этим, то: "Если это не прекратится, будет письменная работа!" (как правило, письменных работ бояться больше всего).
2.3. Давить на психику преподавателя: "Да-а, вот Вы ему за то же "3" поставили, а мне пару!.. Почемууу!?"
Противодействия:
хорошая память или все записывать;
на работах с оценками ставить свою подпись;
"если не доволен - докажи, вот тебе новая работа".
2.4. "Я Вам уже исправил пару, а Вы мне забыли в журнале исправить!".
Противодействия:
хорошая память или все записывать;
на работах с оценками ставить свою подпись;
"если не доволен - докажи, вот тебе новая работа".
2.5. Самому себе поставить оценку в журнал.
Противодействия: хорошая память или наличие у преподавателя своего журнала, где фиксируются все оценки (естественно, недоступного ученику). Вариант: наличие у преподавателя ручки со строго определенным цветом чернил, который трудно подобрать.
2.6. Долго, много и уверенно говорить либо тянуть паузы - "тройка" обеспечена. (Вариант: зная только одну тему, все время плавно переходить на нее).
2.7. Расковырять нос до крови и некоторое время отказываться от предложений типа: "Иди умойся!", говоря: "Нет, нет! Я Вам все отвечу!". Вариант: жаловаться на сильную головную боль.
Противодействия:
иметь при себе таблетки и перекись водорода (для носа);
оставить долг по данной теме.
2.8. Все уроки прогуливать, но когда приходишь, готов ответить на четыре или пять.
Противодействия: устроить опрос/зачет по пропущенным урокам.
2.9. Завести разговор о недавней ТВ-передаче, статье или другом предмете, явно интересном преподавателю. (Тянуть время).
Противодействия:
"если вам так интересно, поговорим об этом, а урок проведем седьмым".
если ответы хорошие и класс в общем готов, то можно и поговорить, только в конце урока.
иногда это получается неспециально. Главное - не видеть во всем происки учеников-злодеев.
2.10. Подставить себя под оценку (вопрос), т.е. хулиганить в то время, когда могут спросить тот материал, который точно ответишь. Вариант: читать на уроке книгу, чтобы преподаватель заметил это, отобрал книгу и... дал по ней доклад.
Противодействия: книгу отобрать, но доклад дать по более трудной теме.
2.11. Перед уроком поставить в журнале напротив своей фамилии "Н" (нет) или "Б" (болен).
Противодействия: см. 2.5.
2.12. Во время переклички спрятаться под партой.
2.13. Если преподаватель новый - отвечать знающему ученику под другой фамилией (того, кого надо).
2.14. Промоделировать звонок с урока (например, будильником). Вариант: если у преподавателя есть большие часы, по которым он смотрит время, то незаметно для него перевести их.
Противодействия: закрыть дверь на ключ, чтобы никто не смог уйти без разрешения преподавателя.
Наиболее общее противодействие: выработать и закрепить в классе соответствующие традиции, от которых не будут отступать сами ученики.
3. ПРОГУЛ УРОКА
. 3.1. Запихнуть в замочную скважину монету, фольгу, грифель и т.п.
Противодействия:
иметь при себе пилки (от лобзика), чтобы вытаскивать мусор;
дать классу самому починить дверь;
поставить такой замок, чтобы в него ничего нельзя было засунуть.
3.2. Объяснение: "Мне показалось, что я оставил дома невыключенный чайник". Варианты: застрял в лифте; не пускали в школу и проч.
Противодействия: спросить пропущенный материал потом.
3.3. Если преподаватель не терпит опозданий, опоздать так, чтоб выгнали, потом оправдываться: "Да я же пришел, а Вы меня сами выгнали!..".
Противодействия: дать лишнюю работу, индивидуальное Д/З (вместо того, чтобы выгнать).
3.4. Нянечка (администрация) не пущает в школу без сменной обуви (которой специально нет).
Противодействия:
спросить пропущенный материал;
хранить сменную обувь в школе.
3.5. Сачковать под видом поручения - действительного, но требующего малых временных затрат, или мнимого.
Варианты:
другой преподаватель послал домой за дневником, тетрадью;
сообщник говорит, придя на урок, что вызывает, например, завуч или медсестра.
Противодействия: спросить записку от того, кто вызывает.
3.6. Создание имиджа, например, общественника, хорошей репутации. Можно гулять без особых объяснений - поверят, что "было надо".
Противодействия: чтобы без особых проблем гулять, нужна репутация честного человека-общественника, которой если и отпросился, то потом все долги сдал, когда обещал. Если человек хорошо учиться и сдает все в срок, то стоит ли "железно" удерживать его на уроке? В данном случае интенсивное противодействие может сослужить дурную службу.
3.7. Написать самому себе справку (печать копируется вареным яйцом).
Противодействия: осведомиться в том учреждении, откуда справка.
Примечание: при желании подделанную справку можно отличить от настоящей.
3.8. Испортить освещение (лампа накаливания - подвывернуть пробки; лампа дневного света - вывернуть стартер; послюнявить бумажку и подложить под контакт: пока бумажка мокрая - свет горит, высохнет - гаснет).
3.9. Спрятать сумку и весь урок ее искать.
Противодействия: преподавателю иметь при себе вещи, нужные для урока: учебник, листки, ручку.
3.10. Спрятать мел, а затем бурная, но неудачная деятельность по его розыскку.
Противодействия: иметь неприкосновенный запас мела или сразу же отправлять к завхозу (в учительскую) за мелом.
3.11. "У нас одни на двоих ключи с братом, а он сегодня прилетает из Москвы".
Противодействия: спросить пропущенный материал потом.
4. КАК "ДОВЕСТИ" ПРЕПОДАВАТЕЛЯ или ПРОСТО СОРВАТЬ УРОК
хамить или пародировать преподавателя (нарочно картавить, например);
весь класс молчит весь урок и никак не реагирует на преподавателя;
включать магнитофон в разных концах класса;
кидаться какой-нибудь гадостью (например, презервативом);
вешать на преподавателя сзади нитки, записки типа: "Ищу жену (мужа)", "Куплю пятерку за трояк", "Дурак", и т.п.
кнопку на стул или капсуль под его ножку;
ведро с мусором или швабру к двери;
крики перед заходом в кабинет: "Кто вошел, тот дурак!", "Кто вошел шестым - шестак!" и проч.;
косвенное доведение преподавателя: воздействовать на слабый пол, он будет пищать и раздражать преподавателя;
плеваться рисом, пшеном, жеваной бумагой, стрелять из небольших рогаток;
исписать доску ругательствами, оскорблениями;
натереть доску чем-нибудь вонючим, например, чесноком;
натереть доску и/или журнал парафином - писать будет невозможно;
доводить преподавателя звуком капающей воды - булавкой, воткнутой в колпачок ручки, легонько постукивать по краю парты;
высадить окно;
испачкать мелом стул преподавателя;
рассказать соседу очень смешной анекдот во время очень серьезной темы;
натянуть леску в дверном проеме класса;
постоянно отвечать не по существу или задавать глупые вопросы типа: "А почему дерево это - неодушевленный предмет, оно же дышит!.."
заранее расплющить монету под трамваем или электричкой, подложить до урока на стул пухлой преподавательнице, в разгар урока спросить: "Марь Иванна ! Я на стуле под вами монетку забыл, можно взять ?" Она встает и...
Химические средства "доведения" преподавателей:
нагретый аспирин (сильно воняет);
целлулоид в обертке из бумаги поджечь и потушить
"дымовуха");
аммиачный йод (или йодистый азот) рассыпать по полу класса (можно по столу и на стулья) - высохнув, взрывается от прикосновения. Опасно.
подожженная сера (горит невидимо, воняет жутко);
гидропирит + анальгин : растереть в порошок по отдельности, смешать, нагреть - получиться едкий дым. (Таблетка гидропирита есть в кислом фиксаже);
- намазать стул серной кислотой. Севший на него преподаватель через некоторое время получает таны "Бандитская пуля" - либо много дырок (если стул был только побрызган серной кислотой), либо полностью истлевшая в пыль седалищная поверхность. Время - несколько десятков минут.
Все это можно подкладывать в журнал, в углы класса и под стол преподавателю.
Средства, требующие специальной подготовки:
включать генератор ультразвука (при слабой интенсивности создает впечатление непонятно где работающего телевизора, при сильной - очень сильно раздражает);
запустить в класс животное (крысу, голубя, собаку, и т.п.).
Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте, Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.