На наших конференциях портала TREKO.RU мы неоднократно обсуждали вопросы: как написать качественную статью, как сделать хороший доклад, как цивилизованно работать с интеллектуальной собственностью и т.п. Одна из запланированных тем 15-й Конференции портала будет посвящена работе бизнес-тренеров и консультантов с книжным издательством. Мы попросили ответить на ряд вопросов, которые неоднократно задавались в рамках консультационных пунктов прошедших Конференций, Главного редактора издательства «Речь» Ирину Юрьевну Авидон.
ДО ИЗДАНИЯ
Как правильно начинать взаимодействовать с издателем? Бизнес-тренеры и консультанты неоднократно выражали свои обиды на московские издательства, куда они хотели лично придти и поговорить, а в ответ их просили прислать информацию о рукописи… Издательству удобней начинать работать с заявкой, где описаны параметры будущей книги, а не с автором. Чем больше информации в заявке - тем лучше (у нас на сайте есть пожелания к авторам). То есть, если я получаю заявку до личной встречи, то я готова отвечать на вопросы автора, готова к обсуждению.
Более того, мы на личной встрече не настаиваем, особенно если автор из другого города, поскольку все вопросы могут решаться посредством электронной или обычной почты.
Добавлю, что начинающим авторам лучше писать заявку тогда, когда текст книги уже полностью готов.
Зачем нужна книга в эпоху Internet? Это пока более привычно, особенно для старшей аудитории. Красиво подготовленная книга, изданная с хорошим полиграфическим качеством, имеет некую добавочную ценность. Кроме этого, книга удобнее для читателей – в ней можно сделать пометки или закладочки. В отличие от Internet, куда, бывает, вывешивают какие угодно тесты, за книгу отвечают большее число людей и тесты здесь более проверенные.
На что автору, приступая к книге тренингово-консалтинговой тематики, разумно надеяться, а на что надеяться не разумно? Могу посоветовать не надеяться на большие гонорары или на то, что с помощью одной изданной книжки можно решить какие-то свои финансовые проблемы, поскольку количество русскоязычных читателей по названной тематике относительно невелико. Сами понимаете, это не детективы.
Что касается
известности, имиджа, то да, есть авторы, которые стали известны именно благодаря своим книгам. Их знают, приглашают в регионы, для комментариев в масс-медиа и т.д. Чтобы читатели могли связаться с автором, мы практикуем размещение адреса электронной почты автора и других его координат в его книге.
Иногда авторы выкупают часть тиража у издательства по оптовой цене и распространяют его сами - если у автора широкая клиентура или много учеников, это может быть для него очень выгодно.
Мы знаем, что главная трудность для докладчика на специализированных конференциях – привести небанальные бизнес-примеры… Могу сказать, что действительно, востребованы книги, в которых есть практические примеры, даже не столько примеры, сколько конкретные методики и рекомендации. Но надо иметь в виду, что если тематика очень узкая, то скорее всего это – формат журнальной статьи, а не книги. Для книги автор исходно должен ориентироваться на несколько тысяч читателей.
РАБОТА С ИЗДАТЕЛЬСТВОМ
Можно продавать товары, можно услуги, а можно - права на интеллектуальную собственность. В частном случае – на свою рукопись… Наше издательство, как правило, заключает договор с автором сроком на пять лет. Нужно какое-то время на раскрутку автора, в идеале – на второй тираж. Некоторые авторы оговаривают в договоре, что будут публиковать в Internet какие-то части своей книги, но мы против того, чтобы выкладывать в сеть книгу полностью.
Отдельно хотелось бы обратить внимание на необходимость автора
корректно цитировать предшественников – к сожалению, не во всех высших учебных заведениях этому учат.
Оформление книги (дизайн обложки, рисунки) лучше отдавать издательству – довериться его опыту. При этом надо учесть, что большинство наших книг выходит в виде серий и имеет единый стиль оформления. Пожелания автора по возможным рисункам и публикации его фотографии на обложке и т.п., естественно, учитываются.
Допустим, автор представил издательству рукопись в формате документа MS Word, подписал договор. Через какое время можно рассчитывать на выход книги в свет? Здесь важно учитывать: объём рукописи; степень редактирования; скорость согласования правки с автором и сезонность. Наши книги преимущественно продаются с февраля по апрель и с сентября по ноябрь. То есть, если мы готовим книгу и она выходит летом – это бессмысленно. Поэтому оптимально готовить рукописи и присылать заявки в издательство с 15 сентября по 20 октября и с 01 февраля по 15 марта.
Если нет форс-мажоров, книгу среднего объёма, то есть, страниц 160-200, можно издать за квартал. Иногда делаем и быстрее, если необходимо подготовить книгу, скажем, к конференции или другому событию
Как посоветуете автору воспринимать редактора? Как первого квалифицированного и заинтересованного читателя. А свою рукопись – не как неизменную данность. Важно понимать, что совершенствование текста – естественный редакционный процесс.
Да, полностью подтверждаем – наша многолетняя статистика говорит о том, что 70% докладов, представленных на очередную Конференцию бизнес-тренеров и консультантов, требуют 1-3 раунда переписки между Оргкомитетом и автором. Важный вопрос: а что делать, если книга почему-то «ну, не пишется», не идёт? Я против насилия, раз не пишется, значит, не пишется. Тут есть ещё такой момент: есть книжки, которые на всех этапах подготовки идут лёгко. Опыт показывает, что такие книжки чаще и продаются лучше.
Итак, кто такой для Вас хороший автор? Он отчётливо представляет себе как ту аудиторию, для которой он пишет, так и то, насколько его проект будет востребован. Кроме этого, мне хотелось бы верить, что если автор выбирает издательство, он уже ознакомился с его продукцией, с теми книгами, которые уже изданы. Хороший автор способен идти на компромисс с издателем, находить оптимальное совместное решение в спорных вопросах. Хороший автор для нас - тот, который работает с книгой и после того как она вышла, активно сам рекомендует, продвигает её.
Известен эффект «выгорания» популярных тренингов и семинаров… Вы чувствуете подобный эффект «выгорания» на книгах? Да, такой эффект есть по некоторым тематикам. Первый тираж прошел, второй тираж прошел - но в какой-то момент рынок просто насытился. Не исключено, что через какое-то время он может восстановиться…
С точки зрения финансов, и автору и издательству выгодны именно переиздания.
Пользуясь случаем, мы благодарим издательство «Речь» http://www.rech.spb.ru как за интервью, так и за предоставленные призы – книги, которые всегда вручаются участникам наших Конференций за качественные вопросы докладчикам.  Мы Вконтакте: вступайте! |  Мы в ФБ: вступайте! |  Мы в Твиттере Добавляйтесь! |
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах