Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Чему не учатся менеджеры по продажам, или Поставщик глазами снабженца (продолжение)

 Автор: Константин Филяев,
Начальник ОМТС, заместитель генерального директора по маркетингу
ГК «Южуралэлектромонтаж-3»
(г. Челябинск)

В предыдущей статье мы посмотрели глазами снабженца на основные группы ошибок, совершаемых поставщиками. Большинство продавцов не склонно критично относиться к своей работе и замечать за собой какого-либо «греха». Тем более, что покупатели чаще всего уходят тихо, не хлопая дверью и ничего не объясняя. Для тех, кто не хочет терять Клиентов, рассмотрим ошибки поставщиков на реальных примерах. Конкретно в этой статье проанализируем ситуации, которые обусловливаются скорее личными качествами менеджера по продажам, чем несовершенством его компании:

  • ассиметричное общение;
  • некомпетентность;
  • большое самомнение.

Асимметричное общение

ПРИМЕР №1: несоответствие статусов. С начальником отдела закупок постоянную связь поддерживает только менеджер по продажам или даже его помощник. Руководитель отдела продаж если и участвует в общении, то зачастую лишь до момента, когда на Клиента удалось «залезть». Более того, руководство поставщика может и вовсе никак не проявлять себя с самого начала, ограничиваясь пассивным контролем «динамики продаж» и активным выбиванием из подчиненных выполнения планов по «окучиванию» потенциальных покупателей. Большинство продавцов циклится на том, как заполучить Клиента, но мало кто заботится о его удержании. А удержать без проявления постоянного внимания невозможно. Любой начальник отдела закупок требует уважения со стороны персон с соответствующим статусом.

В моей практике было много таких случаев, один из которых произошел с крупной торговой сетью – назовём её условно «МаксиМин». Работал с нами старший менеджер по продажам местного филиала. Хотел он многомиллионных оборотов и всё время уговаривал скидывать ему заявки покрупнее. Да только никак это не получалось – не шли продажи по ряду объективных причин. Я ему подсказывал, что надо бы и ассортимент под нас расширить, и цены сделать пониже, и доставку до объекта организовывать. Даже письмо его руководству написал о наших среднемесячных потребностях (невиданный для снабженца шаг)! Но всё напрасно – скинул нас этот менеджер на свою помощницу, т.к. вдруг стал «слишком занят». Эта помощница оказалась ещё более «занятой», чем её руководитель, да к тому же весьма нескромной, неэтичной и обладающей прочими отталкивающими «не». Но главное в данном примере то, что пришлось мне в итоге направить письмо директору «МаксиМина» с просьбой разобраться в инциденте, сообщить мне официально о принятых мерах и приставить к нашему менеджеру адекватного помощника. Результат потряс меня своей абсурдностью: менеджер с улыбкой сообщил, что ему принесли моё письмо без какой-либо резолюции руководства. Интересно, что же может волновать руководство поставщика больше, чем лояльность Клиента?!

Другая история произошла с директором ООО «Смет-Кафель» (название также условно). Ещё на этапе пересмотра реестра поставщиков я пригласил его к себе в офис – познакомиться, обсудить перспективы сотрудничества. Каково было моё удивление, когда из телефонной трубки донеслись нотки усмешки, самомнения и уверенности в том, что и без встречи с новым начальником отдела снабжения всё будет по-старому «в шоколаде»! Игнорирование Клиента – предел безразличия к своему будущему.

ПРИМЕР №2: «прыжок через голову». Поставщик выходит напрямую на высшее руководство заказчика, минуя отдел снабжения. С общечеловеческой точки зрения в этом, кажется, нет ничего плохого. Однако, если учесть организацию закупок на конкретном предприятии, такие действия становятся весьма некрасивыми и нарушают деловую этику. Поэтому при проработке потенциального Клиента менеджер по продажам должен тщательно изучить структуру, функции различных подразделений и специфику бизнес-процесса закупок интересующей компании. Только после этого, точно зная ФИО ответственного лица, можно начинать общение и начинать именно с этого лица. Если контакт с ним не даёт результатов, нужно пытаться выйти на его коллег с аналогичным статусом. Следующим шагом может быть разговор с начальником отдела закупок. И лишь в крайнем случае, не получив внятных объяснений отказа в сотрудничестве, можно обратиться к высшему руководству Клиента.

Здесь уместно привести ещё один случай, произошедший с поставщиком «Смет-Кафель», когда «прыжок через голову» состоялся уже после заключения долгосрочного Договора поставки. Как говорилось выше, директор этой фирмы испортил отношения с начальником отдела снабжения при первом же контакте. Вполне вероятно, что это не стало бы существенным барьером в сотрудничестве компаний, если бы «Смет-Кафель» в остальном был безупречен. Однако, масла в огонь подлил ряд дальнейших инцидентов: отказ продавца предъявить информацию о происхождении товара, срыв сроков поставок, недобросовестная игра с ценой и т.д. В итоге образовавшийся ком претензий привел к необходимости поиска альтернативного поставщика. Адекватным действием провинившейся стороны была бы попытка её руководства выяснить у начальника отдела снабжения причины сокращения заявок, разобрать всё «по полочкам», исправить ошибки и наладить отношения. Вместо этого директор «Смет-Кафеля» периодически позванивал высшему руководству заказчика, минуя снабженцев, с рассказами про то, как много у него на складе всякого разного по самым низким ценам. Это не дало ничего, кроме пустых провокаций, а самое главное – приобретения поставщиком худшей репутации. При возникновении барьеров в работе с Клиентом продавец должен прежде всего проанализировать свои ошибки и постараться их исправить, а не пытаться брать заказы «нахрапом» или «окольными путями».

Некомпетентность

ПРИМЕР №1: невежество. Ранее я упоминал о том, как менеджер по продажам компании «МаксиМин» перепоручил работу с Клиентом своей помощнице и в итоге руководство поставщика получило неприятное письмо. Это письмо родилось после того, как на запрос начальника ОМТС «Есть ли у вас в наличии провод 16-го или 25-го сечения?» помощница продавца ответила: «Нууууу… Значит, во-первых, чтоб вы знали: 16-й и 25-й – это разные провода, если чо. Во-вторых, в свободном остатке их нет – есть в резерве, но в принципе я могу их отжать, если Вы будете себя хорошо вести». Причем говорила она не только на сленге, но и таким вызывающим тоном, что Клиент усомнился не только в её компетентности, но и в психической вменяемости. Нужно ли говорить, какими чувствами начальник отдела закупок проникся к продавцу после такого диалога?!

Здесь же можно упомянуть и фамильярность. В отечественной торговле она имеет масштабы эпидемии. Почему-то многие считают нормальным перейти с Клиентом на «ты» по собственной инициативе. Даже если заказчик молод, это будет весьма некорректным и отталкивающим шагом! Развязность менеджера бросает тень на всё его предприятие.

Другой случай невежества, весьма распространённый, проявляется в несвоевременных визитах представителей поставщика к Клиенту. Например, в компании «РуЭлектро», некогда с нами работавшей, сменился менеджер. Чтобы возобновить сотрудничество с нами, новый менеджер решил навестить начальника ОМТС. В течение дня он несколько раз звонил в отдел снабжения и каждый раз слышал ответ: «Начальник на совещании. Мы передадим Вашу информацию. Перезвоните завтра». То ли будучи весьма недоверчивым, то ли безгранично желая начать продажи, менеджер при очередном звонке заявил: «Я сегодня приеду. Нестрашно, что начальника нет, - я его подожду!». Сдержал он своё слово – приехал… И привел начальника ОМТС, только что вернувшегося с совещания, в дикое раздражение! Даже если у менеджера хорошие намерения, их неуклюжее проявление может дать обратный эффект.

ПРИМЕР №2: назойливость. Граничит с невежеством и присутствует в приведённой выше истории о «РуЭлектро». Менеджер может быть вежливым, грамотным и заранее договариваться о встрече, но при этом не добиться положительного результата. Виной тому нередко бывает слишком настойчивое «выбивание» заявок и чрезмерная «опёка». На самом деле существует аксиома: если Клиент расположен к поставщику, он сделает заказ без напоминаний.

ПРИМЕР №3: небрежность и невнимательность. Многие поставщики, имеющие большой потенциал и возможности, теряют значительные объемы заказов из-за недостаточной организованности, невнимательности или перегруженности менеджеров по продажам. На том или ином этапе процесса продаж теряется необходимый контроль и, как следствие, не выставляется во время счёт, не контролируется приход денег, не отгружается продукция, срывается поставка. Отсюда возникает парадоксальная (казалось бы) ситуация: небольшие, но более дисциплинированные поставщики перебивают заказы у «титанов».

ПРИМЕР №4: отсутствие опыта и знаний о продукте. Сотрудники отделов снабжения производственных предприятий зачастую формулируют свои заявки, используя специфическую терминологию своей отрасли. При этом зачастую их потребности являются срочными и, следовательно, требуют быстрой реакции менеджера по продажам. И нередко заказчику требуется предварительная техническая консультация с поставщиком. В этих условиях для того, чтобы сделка состоялась, продавцу необходимы соответствующие знания и опыт: он должен хорошо ориентироваться в продукции, уметь работать с техническими каталогами, знать основные характеристики изделий, уметь подобрать аналоги и предложить сопутствующие товары. В противном случае невнятный ответ или некорректная рекомендация вызовут недоверие покупателя и отказ от поставки. Поставщик должен быстро, уверенно и грамотно реагировать на запросы Клиента.

ПРИМЕР №5: решение своих проблем за счет Клиента. Менеджер компании «РуЭлектро» отличился не только назойливостью. С давних времен за ними тянулась задолженность перед нами. По каким-то странным причинам они «не смогли» вернуть нам деньги. Пойдя навстречу поставщику, я разрешил погасить долг товаром. Однако через некоторое время менеджер сообщил о невозможности отгрузки без заключения Договора поставки по определённой форме. Вышло так, что будучи должным Клиенту, поставщик стал выдвигать ему условие за условием! И это на фоне желания получать большие заявки?! Не следует навязывать Клиенту свои правила и интересы.

Большое самомнение

Данное свойство граничит с невежеством, бывает присуще специалистам по продажам различного статуса и компетентности. В России, в силу недостаточной распространенности явлений корпоративной культуры и деловой этики, поставщики часто позволяют себе общаться с Клиентом свысока. Это может проявляться по-разному:
  • в попытках «просветить» Клиента в тех областях, которые ему хорошо известны;
  • в уделении недостаточного внимания Клиенту по причине «нехватки времени» и «сильной занятости»;
  • в грубом переводе Клиента менеджером на своего помощника;
  • в превозношении своих правил и требований над просьбами и потребностями Клиента;
  • в выражение недоумения, когда Клиент делает замечания (особенно когда претензии обоснованны).

ВЫВОДЫ

Половина успеха, причем первая, зависит от личных качеств контактного лица поставщика: если первый разговор с Клиентом или первая сделка окажутся неудачными, то дальнейшее сотрудничество обречено, даже если продавец представляет крупную и известную компанию. Чтобы свести вероятность такой неудачи к минимуму, менеджеру по продажам следует соблюдать целый ряд правил:

1. Тщательно готовиться к контакту с потенциальным Клиентом. Чётко представлять, кто принимает решения о закупках, и выходить именно на этого человека. Встречаться с Клиентом только при его согласии на это – не навязываться.

2. Оперативно реагировать на запросы и просьбы Клиента, не игнорировать. Не показывать ему, что у Вас существуют более важные дела.

3. В разговоре с Клиентом быть вежливым и внимательным. Фиксировать все его замечания, не перебивать и не возражать. Лучшим вариантом ответа на претензии в рамках одного разговора будет: «Мы обязательно учтём Ваши замечания в последующей работе».

4. Регулярно уточнять у Клиента, что его не устраивает, а не только при снижении объёмов продаж. Извлекать уроки из каждой неудачи.

5. Быть дисциплинированным, вести чёткий контроль и мониторинг каждого этапа продаж. Уметь прогнозировать развитие событий (в том числе задержки производства и транспорта), грамотно подстраховываться. Лучше завысить ожидаемый срок поставки, чем просрочить отгрузку.

6. Хорошо знать всю номенклатуру поставляемых товаров, уметь проконсультировать Клиента по техническим вопросам и предложить ему аналоги продукции.

7. Не считать себя незаменимым, развиваться и изучать Конкурентов.

8. Организовывать свою деятельность так, чтобы не создавать трудности для Клиента. Не загружать его ненужной информацией и лишними «движениями».

Примечание Редактора портала TREKO.RU: опыт показывает, что масса людей с высшим образованием не могут САМИ выполнить приведенные выше требования… Один из стандартных выходов – лишение Сотрудников свободы выбора – они обязаны выполнять фирменные стандарты.

В следующей статье мы рассмотрим ошибки поставщиков, совершаемые не отдельными сотрудниками в силу их личных качеств, а компаниями в целом – из-за проблем в организации.

Читать продолжение


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian