Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Ненужное усложнение организации творческого процесса


Вспоминает Боб Лутц - бывший зам. председателя совета директоров General Motors:

Деловая философия General Motors за последние 30 лет строилась на убеждении, будто силой аналитического интеллекта можно разрешить любые бизнес-проблемы и разработать жизнеспособные стратегии. […]

Проблема, как нередко бывает, кроется в излишней интеллектуализации очень простой задачи: создания и продажи товаров и услуг высочайшего качества. Не бином Ньютона. Разрабатываете, производите, продаёте, собираете деньги и вкладываете их повторно. Если повезёт, акционеры получат часть прибыли. Кто-то ведёт бухгалтерию, а кто-то набирает талантливых сотрудников и платит им конкурентоспособную заработную плату. Всему этому умные преподаватели десятилетиями обучали в бизнес-школах - пока не обнаружилось то, что я называю «ощущением академической неполноценности».

Говоря без обиняков, в научных кругах, где бал правят естественные науки, где физики раздвигают границы познаний и находятся в поисках неуловимого хиггсовского бозона, где химики используют все более сложные средства для объяснения сложных веществ, из которых состоит окружающий нас мир, «профессор в области бизнеса» не пользуется уважением! Никто не считает, что «бизнес-исследователь» «раздвигает границы бухгалтерии» (хотя многие компании в последнее время пытались это сделать). В дизайне, удовлетворении клиентов, качестве или эффективном управлении персоналом нет ничего таинственного или сокровенного. Преподаватели по бизнесу в большинстве случаев ощущают себя как уборщики в художественной галерее: необходимы, да, но вряд ли на них обращают внимание. Но как же выйти из этой неинтеллектуальной тени как завоевать уважение «настоящих» учёных?

Ответ появился в конце Второй мировой войны, когда Роберт Макнамара (впоследствии возглавивший Ford Motor Company) и его «вундеркинды» получили известность благодаря использованию математических методов оптимизации в интересах Министерства обороны. Математическое моделирование, квадратичное программирование, динамическое программирование, теория игр и многое другое использовались для усовершенствования логистики, организации бомбардировочных налётов и привнесения порядка в довольно хаотичную окружающую обстановку. (Разумеется, здесь не было «конечного потребителя».)

Деловые круги с жадностью накинулись на это решение, заглотили его и приняли на вооружение. Больше никакого комплекса неполноценности в кампусе. Теперь мы учёные! Мы используем математику. Генерируем «модели оптимизации» и пользуемся компьютерами не хуже других. Магистерские и докторские диссертации пестрели математическими формулами, а появившийся на свет замысловатый жаргон придавал всему происходящему ослепительный лоск интеллектуальной респектабельности.

Это могли понять только студенты, обладающие выдающимися умственными способностями («Что случилось с простым составлением бюджета и расчётом количества усовершенствованных штуковин?»), но лишь немногие внесли весомый вклад в развитие «бизнеса как науки». Это были востребованные отличники, лучшие из лучших, способные извергать нескончаемый поток фраз вроде «Нам нужно получить информацию, проанализировать её на молекулярном уровне, подготовить ряд возможных альтернативных подходов, взвесить их, сравнить с возможными будущими сценариями и протестировать на случай негативных последствий». Кто же не захочет нанять человека, способного с легкостью продуцировать подобные вербальные шедевры?

Так американский бизнес погряз в аккумулировании интеллекта. Если вы не гений, не имеете степень МВА и не окончили университет со средним баллом по меньшей мере 3,5, вы нас не интересуете, спасибо. На протяжении большей части своей карьеры я наблюдал, что творили с промышленностью и коммерцией эти блестящие аналитические умы, бесстрастные гении, зацикленные на обработке данных. Из-за нескончаемых поисков «выигрышных стратегий» и замысловатых «задач, ценностей и целей» (которые, кстати сказать, отнимают массу драгоценного времени), эти современные выпускники со степенью МВА отвергают очевидное как слишком «примитивное» и верят, что планирование мудрёных альтернативных сценариев даст более полный (если уж не логичный) ответ.

Прочтите любое ситуационное исследование (я их читал десятками) выпускников бизнес-школы, и найдете массу данных, представленных в виде слов и таблиц. Где-то в недрах этих залежей информации скрывается секрет нового финансового успеха: «Предоставьте более доступные условия для кредитов», «Упростите ассортимент», «Закройте завод», «Объедините грузы в повагонных отправках», «Перестаньте продавать в Канаде из-за низких прибылей». Это полезные и хорошие упражнения. Но вот где закралась роковая ошибка: нигде не упоминаются покупатели. Они принимаются как должное. Последующие продажи просто предполагаются, какая бы «оптимизация для повышения прибылей» ни проводилась!

Примечание Редактор портала TREKO.RU Александра Соколова: Характерно, что на наших Конференциях, начиная с 2004 года, мы неоднократно обсуждали вопросы «шаманства» ведущих бизнес-школ СНГ… Одна из полседних публикаций – о реальном уровне MBA-образования.

Почему прославленная американская школа в сфере гостиничного бизнеса называет курс «Химия пищевых продуктов», если европейцы зовут его «Гастрономия»? Почему General Motors производит поколения автомобилей, которые соответствуют всем внутренним стандартам, но плохо продаются? Почему наиболее престижные гостиничные сети Америки, славящиеся первоклассной пищей и сервисом, принадлежат иностранцам? Почему большинство из нас предпочитает летать в Тихоокеанский регион самолетами Singapore Airlines или JAL, а в Атлантический - Lufthansa или SwissAir, в отличие от Delta или American Airlines?

Почему эксцентричный, агрессивный, явно мыслящий правым полушарием Стив Джобс (которого, я уверен, заводят в тупик фразы «вероятностный ресурсно-оптимизированный портфель потенциальных будущих продуктов») возвратился, чтобы спасти Apple от тех, кто занял его место, хвастаясь, что «теперь Apple будут управлять опытные профессионалы», и стремительно топил компанию? Почему сэр Ричард Брэнсон, вообще не имеющий высшего образования, добился такого колоссального успеха в сфере авиаперевозок и в музыкальном бизнесе? Ответ прост: они понятия не имели об аналитической бизнес-науке. Не инфицированные вирусом МВА, и Джобс, и Брэнсон просто хотели предлагать более качественный продукт, радующий покупателей.

Они контролировали расходы, разумеется. И мирились с необходимой степенью бюрократии. Без этого никуда. Но основной акцент делали на товаре или услуге... следовательно, на покупателе. Американский бизнес должен избавиться от интеллектуалов и заняться бизнесом! […]

Но где, спрашиваю я, бизнес-школа, которая учит прежде всего принятию очевидного, простоте и столь редкой добродетели - здравому смыслу? Где программа бизнес-школы, предназначенная для умных и креативных личностей с доминирующим правым полушарием, которые больше чувствуют, а не анализируют, чей мозг, перепрыгивая через бесконечные анализы, сразу выдает решение? Где учебный курс под названием «Удовлетворение покупателя как ключевой фактор делового успеха?» Может, один и найдется. Я точно о таком не слышал, и могу поклясться, что General Motors никогда не нанимала его выпускников. Мне бы хотелось преподавать такой курс, но он вряд ли пользовался бы популярностью в школе, поскольку мой главный тезис звучал бы следующим образом.

Представьте, что Вы управляете компанией по производству собачьих кормов. Превосходная «химия пищевых продуктов», здоровые компоненты, сами корма производятся по оптимально низкой цене. Производство и расфасовка идут на современном оборудовании с низким коэффициентом ручного труда. Молодые мотивированные сотрудники не состоят в профсоюзе. Маркетинг и реклама строятся на тщательных исследованиях и шлифуются до совершенства. Финансовые отчеты и бухгалтерские практики служат предметом зависти всей отрасли. Логистика и дистрибуция полностью компьютеризированы, благодаря чему идеально размещенные полки точно в срок пополняются новыми товарами, доступ к которым мастерски обеспечивается первоклассными торговыми агентами. В состав менеджмента входят выпускники МВА со средним баллом 3,5 из лучших бизнес-школ.

Однако, как гласит старая шутка, «всё зазря, если собака не ест».

Если собакам не нравится конечный продукт, компания по производству собачьих кормов прогорает... Этот очень простой принцип игнорируется высшим бизнес-образованием, которое обучает всем «приёмам», но не рассказывает людям о важности «собак».

Боб Лутц, Парни из гаража против зануд-финансистов: Борьба за душу бизнеса, М., «Альпина Паблишер», 2012 г., с. 26-29.

Книга любезно предоставлена издательством «Альпина Паблишер».


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian