Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Чувство злости – что делать, как управлять?


«Очень важно умение управлять своей злостью, чтобы нейтрализовать ее разрушительное воздействие на нас и продвинуться к разрешению наших конфликтов.

Приведем несколько способов управления своей злостью.

- Овладейте ею. Не вините кого-то в своей злости. Несите ответственность за свои собственные сильные чувства, за их прямое и косвенное выражение.

- Найдите причины, лежащие в основе вашей злости. Спросите себя, почему вы злитесь, что послужило импульсом для этого и какие глубинные чувства или предыдущий опыт связаны с этой злостью.

- Беспристрастно выразите свои чувства и ощущения. Отбросьте все свои оправдания, самозащиту и суждения, которые поддерживают вашу злость. Старайтесь избегать высказываний «Вы не правы» и четко обозначьте, что заставило вас так мерзко себя вести. Используйте в своих утверждениях местоимение «я», говорите о своих чувствах и о том, как они у вас возникли, что послужило их отправной точкой.

- Задавайте вопросы, для того чтобы убедиться в правильности своего восприятия ситуации. Не высказывая своих суждений и не обвиняя другого человека, больше расспрашивайте его о том, что же произошло, чтобы докопаться до глубинных причин своей злости. Поинтересуйтесь, действительно ли другой человек хотел проявить неуважение к вам, и если да, то почему.

- Сконцентрируйтесь на решении проблемы, а не на обвинении в ней других людей. Не вините в проблеме других людей и плодотворно работайте над возможными решениями вместе со своими оппонентами. Рассматривайте причины своего эмоционального всплеска при конфликте как проблему, которую необходимо решить.

- Избегайте защитной реакции. Не попадайтесь в ловушку самообороны, защищая свое поведение. Представьте себе, что вы могли ошибаться или оба были не правы. Открыто изучите эти возможности. И, в конце концов, если ваш собеседник этого не понимает, признайте, что вы неудачно выразились.

- Задавайте уточняющие вопросы. Спрашивайте других людей, стараясь избегать защитных или враждебных интонаций, чтобы выяснить, что эти люди имеют в виду. Спрашивайте, даже если ваши предположения о том, что они говорят или делают, правильны, пусть они объяснят. А если вы вначале ошибались, то слушайте еще внимательнее.

- Разъясните, чего вы от них ждете. Объясните четко, конкретно и подробно то, чего вы ждете. Если другой человек не оправдает ваши ожидания, то вы всегда сможете скорректировать свои установки, сделав их более реалистичными. Тогда люди лучше поймут, что вам в действительности нужно.

- Возьмите тайм-аут. На мгновенье отстранитесь от общения, для того чтобы определить, не выпустили ли вы ситуацию из рук. Определите, возможно ли выразить все то же самое такими словами, чтобы их смогли услышать.

- Попросите о помощи. Попросите третью сторону быть посредником или посодействовать вам в общении. К примеру, люди часто становятся вежливее за обедом в компании.

- Извинитесь и начните заново. Своим извинением вы признаете существование проблем и необходимость добиться улучшения. Ваше извинение - это признание того, что для вас отношения с этим человеком важнее собственной правоты. Научившись управлять своей злостью и применять ее в конфликтах, обратите внимание на то, с чем вам труднее всего согласиться. Именно эти моменты могут потребовать от вас особого внимания и кропотливой работы.

Последний пункт, в котором речь идет об извинении, требует большого умения. Какое извинение перед оппонентом в конфликте вы сочли бы для себя приемлемым? Рассмотрим несколько способов принесения извинения.

Извинение

Извинение играет очень большую роль. Иногда извинение за произошедшее - лучший способ подавления злости и избавления от дискомфорта в общении. Извинение не подразумевает признания вами собственной неправоты, оно лишь показывает, что вы понимаете чувства собеседника и сожалеете о причиненном ему беспокойстве. Своим извинением вы говорите: «Я ценю наши отношения выше своей правоты».
Извинение отражает желание нести ответственность за своё поведение и свой вклад в возникновение конфликта. Ваше признание ответственности побуждает собеседника последовать вашему примеру, приводя к разрешению конфликта и отказу от породившей его агрессии. Извинения можно принести следующим образом.

- Выражайте максимально ясно свое сожаление по поводу произошедшего: «Я действительно очень сожалею, что послужил причиной возникновения этой проблемы...», детализируя ситуацию.

- Возьмите на себя всю ответственность за случившееся: «Это полностью моя вина».

- Уточните, что в вашем поведении было неверным: «Я очень сожалею о том, что я...». Говорите конкретно, но беспристрастно. Лучше сказать: «Извините меня за то, что поставил вас в неловкое положение перед вашими подчиненными», чем: «Извините меня за то, что я выставил вас перед всеми идиотом».

- Обратите внимание на события, о которых вы сожалеете, и на их результат: «Я очень сожалею, что вам не сказали об этом заранее. Должно быть, вы очень расстроены».

- Покажите свое понимание того, что можно было поступить по-другому: «Мне надо было сделать это по-другому...».

- Признайте чувства собеседника: «Я прошу простить меня за причиненную вам боль...».

- Попросите прощения и дождитесь утвердительного ответа: «Вы простите меня?».

- Обратите внимание на то, что вы могли бы сделать для предотвращения проблемы: «Если бы я мог поговорить с вами прежде, чем это произошло...».

- Признайте пользу от своей ошибки: «Это был урок для меня».

- Выполните свои обещания так, чтобы собеседник сразу заметил результат: «Я прослежу, чтобы ваше имя сегодня же внесли в список, а недоразумений больше не будет».

- Выясните, что вы могли бы сделать: «Может, я могу чем-то загладить свою вину?».

- Спросите, как можно получить прощение: «Что мне сделать, чтобы вы меня простили?».

Выбрав подходящее для себя извинение, подумайте, почему вы остановились именно на нем. Оцените предложенные варианты извинений по десятибалльной шкале, в которой 10 - высшая оценка, учитывающая степень искренности раскаяния. Если вы не выбрали извинение, заслуживающее высшей оценки, спросите себя, почему вам так трудно извиниться решительно и недвусмысленно.

Для того чтобы избавиться от сильных эмоций, нужно просто пережить их. Избегая и подавляя их, мы создаём себе психические комплексы, которые лишают нас сил, заставляют постоянно думать о прошлом, не дают жить настоящим и планировать будущее. Мы оказываемся в плену огорчающих нас поступков, которые, однако, не можем пережить.

Главное - совладать с собственными эмоциями, а затем освободить себя от их тисков. По словам известного графика-концептуалиста, автора многих книг Мильтона Глейзера, преодоление - главная задача всей нашей жизни: «Всю жизнь мы посвящаем преодолению чего-то. Если ты некрасив, ты должен преодолеть свою некрасивость. Если ты прекрасен, ты должен превзойти свою красоту. Если ты беден, ты должен справиться со своей бедностью. Если ты богат, ты должен справиться со своим богатством. При рождении мы не получаем ничего - кроме того, что должны преодолеть».

Если мы хотим справляться с проблемами, извлекать уроки из своего жизненного опыта, находить положительное в любом конфликте, необходимо избавляться от эмоциональных тисков. Избавившись от их контроля, мы сможем использовать эмоции при изучении глубинных слоев конфликтов и выявлении их скрытых истоков, о чем речь пойдет в следующей главе».


Кеннет Клок, Джоан Голдсмит, Конфликты на работе. Искусство преодоления разногласий, М., «Претекст», 2013 г., с. 124-128.

Книга любезно предоставлена издательством «Претекст»


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian