Объединению «Практик» (г. Иркутск), которое специализируется на внедрении выбранных Заказчиком бизнес-решений, оптимизации бизнес-процессов, 02 сентября 2012 г. исполнилось 10 лет.
Возраст для российского бизнеса вообще солидный, а для рынка консалтингово-тренинговых услуг ещё и многотрудный.
Время подведения итогов: побед, поражений, опыта и ошибок.
Основной вывод, который нами сделан – бизнес-консультант / тренер НИЧЕГО не может изменить ни в компании–Заказчике, ни в отдельной личности, пришедшей на тренинг. НИЧЕГО. Всё, что мы можем:
• Поставить «диагноз» и предложить решения для «лечения»;
• Дать «новые» для Заказчика идеи/решения (часто решения банальны для бизнес-консультанта, но неочевидны для Заказчика);
• Помочь внедрить выбранные решения;
• Дать готовые технологии и методики, которые отработаны (проверены временем) на разных бизнесах.
Но пользоваться решениями, работать нужно самому Заказчику.
И вот, найти / получить такого идеального Заказчика, который будет соблюдать все рекомендации – невозможно. Всё то же самое, что при обычном лечении: да, доктор может прописать лечение, но лечиться будет не сам доктор, а Пациент.
В связи с этим свежий пример от Заказчика, у которого сложилось мнение, что его «долго обследовали, ничего смертельного не нашли и порекомендовали больше двигаться, правильно питаться и пр.». Но это ничего (по мнению, Заказчика) не меняет.
Странно, правда?
Ведь действительно, если правильно питаться, вести здоровый образ жизни, соблюдать режим дня – здоровье будет отличным. Нет пилюль, которые помогут стать здоровым при отсутствии элементарной личной заботы о своем здоровье.
В связи с этим, рекомендация бизнес-консультантам / тренерам: не ждать чудесных «исцелений», а ежедневно и качественно выполнять свою работу, на этапе обсуждения заказа и подписания документов по проекту, доводить до Заказчика мысль о том, что ответственность за внедрение полученных услуг будет лежать если не полностью, то в бОльшей части – уж точно, на самом Заказчике. Если видите, что Заказчик безнадёжный пессимист (мазохистически склонен работать в области проблем, а не задач) и/или лентяй, и/или не компетентен и повышать свою компетентность не собирается, лучше отказаться от проекта на стадии обсуждения, сэкономите не только время, но и нервы обеих сторон.
Рекомендация Заказчикам: не ждать от бизнес-консультантов и тренеров чудес. Важно понимать, что Вам самим придётся много трудиться для достижения желаемого результата. Всё, что может консультант / тренер – если он не блефует – описано выше. Остальное зависит только от Ваших усилий. Ошибочно считать, что что-то изменится без Вас.
Наши Поражения:
№1: Будучи психологически подкованными, первые годы своей деятельности мы считали, что можно сделать «мир во всем мире». Очень хотелось, чтобы каждый сотрудник каждой обратившейся к нам компании был счастлив. Это быстро вылечилось простым фактом: мы работаем на того, кто платит, т.е. на Владельца бизнеса. И «хорошо» должно быть в прибыли, в результате, в качественно выстроенном, проверяемом бизнес-процессе.
ПРИМЕР. «У бразильцев есть свой «отец авиации» - изобретатель Альберто Сантос-Дюмрн, совершивший публичный полет на аппарате тяжелее воздуха ещё до братьев Райт. Отважные подвиги и яркий характер сделали его в 1900 году чуть ли не самым знаменитым человеком на Земле, хотя ныне о нём почти забыли. Это полный антипод Уильяма Боинга. Сантос-Дюмон был одержим утопической мечтой о всеобщем мире, который должен наступить благодаря кругосветным путешествиям, и мало интересовался будущим своих изобретений. Применение авиации в военных целях его ужаснуло и, возможно, стало одной из причин его самоубийства в 1932 году… Если бы мне довелось читать эту лекцию в России, я бы в качестве примера отсутствия стратегического видения рассказал о трагической судьбе изобретателя Александра Можайского. Он провёл успешные испытания своей модели самолёта ещё в 1882 году, за двадцать лет до полёта братьев Райт. Так впервые была практически доказана возможность полета человека на аппарате тяжелее воздуха. Но вместо всеобщего признания и правительственной поддержки Можайского ждало горькое разочарование. Его изобретение было объявлено военной тайной, и писать что-либо о самолёте строжайше запрещалось. Царское правительство недальновидно считало создание летательных аппаратов тяжелее воздуха преждевременным и нецелесообразным делом. Отсутствие финансирования привело к приостановке работ по усовершенствованию самолета, и Россия, возможно, упустила уникальный шанс стать первой авиационной державой в мире…»
Гарри Каспаров, Шахматы как модель жизни, М., «Эксмо», 2007 г., с.65-66.
№2: Мы считали, что все Заказчики (особенно Собственники бизнеса) хотят одного: увеличения прибыли. Иначе для чего создавать бизнес? Оказалось, что есть Заказчики (и таких немало), которые ставят перед собой иные цели по развитию компании.
Например, ряд характерных запросов 2012 года: «Мне не нужно, чтобы компания росла, а она растёт стихийно»; «Найдите решения, чтобы сохранить «такой» уровень компании/оборотов, при этом, чтобы мои сотрудники не теряли мотивацию на работу». Или: «Нужно найти решение, чтобы сотрудники уходили домой в 18-00, при этом, чтобы все задачи выполнялись. Нам нужен порядок в компании». Или: «Нам нужна «вечная» ниша, такая, чтобы была возможность вести «домашний»/семейный бизнес»...
Мы научились решать задачи профессионально, удовлетворяя истинный запрос Заказчика, без лишних для него решений…
№3: Мы считали, что можно помочь всем, кто обращается: донести мысль, дать эффективное решение. Оказалось, что существует много НЕ наших Заказчиков – таких, кто не хочет трудиться, а хочет «волшебных пилюль», таких, кто отрабатывает в бизнесе свои личные «хотелки», амбиции. Мы стали очень избирательно подходить к выбору Заказчика, и если сейчас - на этапе обсуждения проекта - мы понимаем, что Заказчик ленив или ищет в нашем лице либо психотерапевта, либо союзника для продолжения «беспредела» в своём детище, мы по-честному отказываемся от сотрудничества...
№4: Мы считали, что если сразу пошла «одна волна» с Заказчиком, т.е. он полностью доверяет, делает, не спрашивая, подписывает, не читая и т.д., то это хорошо. Теперь мы знаем, что чем легче вход в проект, тем тяжелее он идёт, потому что возникает масса «подводных камней», перекладывание ответственности и неоправданных ожиданий со стороны Заказчика. Теперь мы знаем, что проще потратить 20 часов на создание Приложения к проекту, чем потом потерять 100 часов на уговоры, переговоры, контроль и пр. психотерапию…
Наши Победы:
Победы для нас это то, что Заказчик может брать и использовать без нас – наши готовые интеллектуальные продукты, типовые внедрённые решения и оптимизированные процессы у Заказчика.
Это усовершенствованные программы наших бизнес-тренингов и курсов, дополненные готовыми продуктами. Мы добились того, что и на тренингах их Участники получают готовые инструменты для упрощения своей работы. А это значит, что Участники открытых курсов, Заказчики корпоративных пакетов получают не только пресловутое тренинговое «моральное удовлетворение» и «горящие глаза».
За все победы мы благодарны Заказчикам. В первую очередь - самым сложным, тем, кто обиделся, тем, кто остался недоволен, потому что благодаря именно таким Заказчикам мы смогли:
1) Доработать (и продолжаем дорабатывать) Договора, Приложения к ним и сделать выводы о том, что нужно обязательно описывать каждый, даже самый, казалось бы, незначительный результат своей работы. Что нужно прописывать зоны ответственности сторон не формально, а очень тщательно.
2) Усовершенствовать процесс внедрения решений, зная больше о сложностях, которые могут подстерегать - казалось бы - в простых этапах. Это позволяет страховать других Заказчиков.
3) Усовершенствовать отчёты, рекомендации, методики, инструкции так, чтобы они были понятны практически каждому, кто умеет читать.
Безусловно, мы благодарны тем нашим Заказчикам, кто много лет с нами, кто работает партнёрски, честно, растет профессионально, дает обратную связь и помогает нам оттачивать наши инструменты. Далеко не весь список наших уважаемых Заказчиков можно увидеть здесь.
Мы бесконечно благодарны Игорю Леонардовичу Викентьеву – за неравнодушное и совершенно бесплатное отношение к нашему совершенствованию. За вычитку наших статей, методик, Докладов, за советы и рекомендации.
Александру Борисовичу Соколову – за суперпрофессиональный подход к полной реконструкции нашего сайта, за постоянную помощь в продвижении нашего сайта, а самое главное – за возможность полностью доверять его профессионализму.
Сергею Валерьевичу Сычеву – за его практические семинары, благодаря которым мы оптимизировали собственные бизнес-процессы так, что сократили штат сотрудников с 7-ми сотрудников до 3-х, 1 из которых работает около 1 часа в неделю. Перешли работать на хоум-офис, т.е. сократили затраты многократно. И самое главное – увеличили оборот.
А также, всем сотрудникам Системы консалтинговых компаний «ТРИЗ-ШАНС» за их практические примеры, статьи, форум, пакеты документов и методик.
Частично наши победы отражены здесь, а также здесь.
И главное.
Мы двигаемся дальше!
 Мы Вконтакте: вступайте! |  Мы в ФБ: вступайте! |  Мы в Твиттере Добавляйтесь! |
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах