Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Воспитанию мешает отсутствие национальной идеи?


«Проблема воспитания необычайно сложна и многогранна. Если воспитание как педагогическая категория интересует в основном специалистов-педагогов и социальных работников, то воспитание как совокупность определенных навыков поведения во многом характеризует уровень развития общества. Воспитанность зависит от многих вещей. Часто говорится о том, что у нас не хватает новых педагогических технологий, учителя неопытные. Наверное, отчасти это так, но только отчасти. Российский учитель, работая в тяжелейших условиях, всегда придавал большое значение воспитанию.

Есть другая причина, которая сейчас очень мешает уверенно и действенно осуществлять воспитание, - это отсутствие национальной идеи. Национальная идея - это то, что на высшем уровне определяет эффективность воспитания. Воспитание всегда начинается с цели. Таким образом, не нехватка передовых технологий и опытных учителей, а отсутствие единой большой цели мешает нам воспитывать достойных людей.

В чем же должна выражаться национальная идея и где формулироваться? Конечно, в философских, социологических писаниях. Но такие труды читают очень немногие. Это не самое увлекательное чтение, а национальная идея должна быть понятна всем. Необходимо сформулировать национальную идею в доступной форме в очень кратких документах, отразить её в национальных символах. Огромное воспитательное значение имеют гимн, флаг, герб, всенародные праздники. Более 90% россиян не опознают свой флаг, могут принять нидерландский или югославский флаг за российский. Это значит, что флаг пока ещё для большинства россиян своим не является, а значит, и воспитывать не может.

Может ли в принципе флаг как определённое внешнее проявление объединять членов общества? Конечно, гораздо большее значение имеет близкий уровень доходов людей. Вот здесь
как раз и кроется серьёзная причина разлада в нашем обществе.

Каким может быть допустимый, разумный разрыв в уровне доходов? По мнению социологов и других учёных (этим вопросом интересуются многие), уровень доходов наиболее обеспеченных слоев населения не должен превышать уровень доходов наименее обеспеченных более чем в 8 раз. По различным оценкам, в России сейчас намного превзойдён тот разумный разрыв в доходах, который считается более или менее приемлемым для спокойствия и социального мира в стране.

Трудностей очень много. Соответственно, по поводу базиса - основного, что определяет относительное согласие в обществе, прогнозы неблагоприятные. Однако вопрос о национальной идее не снимается, как и вопрос об относительном согласии в стране.

Что же может стать национальной идеей? Идея, на которую с самого начала возлагались необоснованные надежды, - это идея рынка. Рынок - это прекрасно, но он - только средство и не может быть целью (да и средство это весьма относительное). Ничего на свои места рынок не поставил и не решил очень многих проблем, да и нигде (особенно в России) эти проблемы решить не может. В России издавна были сильны традиции духовности, а рынок этого не учитывает; рынок - нечто совсем другое. Полагаясь на рынок, мы должны были полностью сменить ценностные ориентиры, которые были свойственны России в течение многих веков. Рассчитывать на то, что каким-то кульбитом, агитационным мероприятием или выдвижением совсем новой идеи (например, идеи рынка) мы сможем сменить весь российский менталитет, было абсолютно правомерно.

Когда мы говорим о смене ценностей, возникает вопрос: какие ценности раньше определяли нашу жизнь? Возьмём эпоху Петра I. Говоря современным языком, Пётр I был ярым западником. Он стремился учиться у Запада, хотел распространить в России западные идеи, перенести их в российскую жизнь. Однако со временем многие россияне стали понимать, что не всё западное для нас хорошо.

Совершались попытки найти свою систему ценностей, кратко сформулировать её, и в 1835 году министр просвещения граф С.С. Уваров выдвинул свою российскую идею - «Православие, Самодержавие, Народность».

Тогда эта идея воспринималась неоднозначно. Далеко не все думали, что идея реакционна. Мнения образованных россиян на этот счет разделились примерно поровну. Кто-то был действительно за петровское западничество, а кто-то понимал, что в России должна быть своя система ценностей. Мы живём в другое время, но конфликт существует по-прежнему. В середине 1980-х годов, когда провозгласили перестройку, выяснилось, что вновь возобладали идеи западничества. Но одно дело - ценить западную культуру в её лучших образцах, и совсем другое - пропагандировать массовую культуру, которая всей культуры Запада не представляет. Кроме того, в Россию приходят худшие её образцы.

Таким образом, вопрос о поиске духовных ценностей остается столь же острым, как и ранее. В настоящее время нередко высказываются предположения взять то, что было у С.С. Уварова - православие, самодержавие, народность. Действительно, православие для статистического большинства россиян приемлемо, но Россия - страна не только православной культуры. Представителей иных конфессий православие вдохновлять не будет. Первую часть российской национальной идеи можно представить более широким понятием - российская духовность.

С самодержавием сложнее: оно, кажется, действительно ушло навсегда. Идея самодержавия вряд ли сейчас может вдохновлять сколь-нибудь значительную часть российского населения. Однако идее самодержавия имеется вполне разумная альтернатива - российский патриотизм, который всегда помогал народу сплотиться в тяжелые времена.

Третья часть - народность - конечно, остаётся. Народность очень трудное понятие для определения. Стремясь возродить Россию, мы не можем полагаться только на элиту. Более эффективно будет решать задачи возрождения России, полагаясь на весь народ, на всех и каждого. Это одно из самых важных проявлений народности.

К сожалению, в России сейчас нет общепринятой системы ценностей и соответственно объединяющей национальной идеи. В этом причина многих потерь, которые мы несём в
последние годы. Однако остается надежда, что нас смогут объединить российская духовность, патриотизм, народность.


Никандров Н.Д., Президент Российской академии образования, Воспитание в контексте российской национальной идеи (Лекция прочитана в День знаний 1 сентября 1999 г. в СПбГУП), в Сб.: Научные основы развития образования в XXI веке: 105 выступлений членов Российской академии образования в СПбГУП, СПб, Изд-во СПбГУП, 2011 г., с. 330-331.


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian