Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Игорь Ашманов об Интернет в 2013 году


«Блицкриг Фейсбука в Рунете окончательно провалился, количество активных пользователей ФБ стабилизируется на уровне нескольких миллионов, стало ясно, что стомиллионный ВКонтакте ему не одолеть. ВКонтакте удобнее, роднее, а кроме того, как дословно говорят студенты: зачем Фейсбук, если в ВК мы «можем смотреть видео и слушать музыку беспалевно». Более того, появилась модная тенденция и среди сетевой интеллигенции - демонстративно переходить во ВКонтакте, громко заявляя об этом. Ожили Одноклассники и снова начали набирать аудиторию.

Яндекс и Mail.ru также укрепили своё лидерство как самые популярные порталы Рунета. Твиттер также стабилизировался на отметке примерно в 2 миллиона активных пользователей в месяц.

Похоже, социальные сети и порталы Рунета в 2012 отстояли своё пространство от иноземцев.

Провалились громкие IPO Фейсбука и Групона. Вообще начался закат купонных, групповых и подобных им сервисов, построенных на чистой жадности.

Стартап-истерия, фишка 2011 года, тоже как-то сходит на нет. Вообще сомнительная романтика фронтира в Рунете, кажется, совсем закончилась. Интернет-бизнес окончательно стал прагматичным и регулярным: он вступил в эпоху больших батальонов, больших аудиторий и бюджетов, обработки транзакций на высоких скоростях, основанных на продаже пользовательских данных на аукционах площадок и рекламодателей. Похоже, романтика и истории успеха уходят в сторону мобильного Интернета и телевидения.

Ведущие поисковики в 2012 ввели персонализацию результатов поиска. Это означает, что результаты поиска по одному и тому же запросу теперь будут разными для всех пользователей, в зависимости от их поискового поведения и оценки их интересов поисковиком. Алгоритм анализа интересов и настройки результатов, конечно, не раскрывается.

Ведущие социальные сети, в первую очередь Фейсбук, также значительно усилили персонализацию лент сообщений для своих пользователей, подбирая для них «самое интересное», также с помощью секретных алгоритмов. Это изменения вроде бы направлены на повышение удобства для пользователя.

На мой взгляд, они на самом деле вызовут дальнейшее отчуждение людей сети, их замыкание в своих узких тематических нишах, семантических квартирках, кельях: по сути, станет легко не видеть ничего, что тебе не нравится или кажется неинтересным, а значит, шансов узнать новое и изменить свою точку зрения будет все меньше. А это процесс усиливающийся, с положительной обратной связью, приводящий к «закапсулированию» сознания.

В 2012 Рунет захлестнула эпидемия «клипового мышления»: внимание пользователя стало фрагментарно, неустойчиво, средний пользователь не удерживает фокус внимания, не может воспринимать длинные тексты. Никто не смотрит длинных роликов, контент должен быть мелко гранулированным, легкоусвояемым, читаться наискось, состоять из привычных образов, мемов и архетипов.

При этом память среднего интернетчика окончательно стала короткоживущей, никто не помнит даже того, что было в прошлом месяце, не говоря уж о прошлом годе.

Раньше основной дискуссионной политической площадкой Рунета был Живой Журнал, уникальное, чисто российское явление. Это было и место дискуссий, и хранилище довольно длинных и продуманных текстов. Там можно было читать и обсуждать даже то, что было написано в 2003 году.

Сейчас же политическая тусовка Рунета в значительной мере перебежала из ЖЖ в «Фейсбук» (в силу моды, технических проблем и стагнации в ЖЖ и т.п.). А Фейсбук не только не поощряет написание длинных текстов и комментариев, не только сам автоматически решает за пользователей, кого им читать, а кого нет, он ещё и практически без памяти, там весь контент быстро тонет, уходит за край экрана и не находится поиском.

Время жизни сообщения в социальных сетях (когда оно получает все комментарии, лайки, прочее внимание) - несколько часов. Недельной давности сообщение найти трудно, месячной - практически невозможно, и оно никому не интересно.

То же самое - в «Твиттере», только в ещё более выраженной форме. Короткая память во всех смыслах стала своего рода трендом года. Что и показывают нынешние интернет-баталии, каждая из которых как будто начинается с нуля. Никто не помнит, что всё это уже обсуждали, испытывали, опробовали - и ничего хорошего не вышло. Это как сейчас в Сирии ищут химическое оружие, а публика уже и забыла, как в своё время искали в Ираке ядерное оружие.

Клиповое восприятие и короткая память публики позволяет повторять старые пропагандистские схемы: раз прием когда-то сработал, сработает и сейчас.Это про Рунет, а в глобальном Интернете, возможно, аналогичные изменения произошли ещё раньше.

В Рунете окончательно сложилась инфраструктура «отмывки» новостей и снятия ответственности со СМИ.

Рунет весь год занимался генерацией информационных поводов для СМИ. Например, наваливаемся, выводим некое сообщение в тренды русского «Твиттера» - и вот это уже информационный повод для СМИ, ну как же - тренд Твиттера! Вброс в социальных сетях будет чего-то стоить лишь после того, как произойдёт его отмывка в СМИ. Почему я называю информационный вброс отмывкой? Потому что СМИ с себя снимают ответственность после ссылки на сеть. Раньше СМИ были хоть как-то раньше ответственны за то, что они писали. А сейчас все можно, потому что можно сказать: ну вот же в Интернете сказали: «Как сообщают в Интернете» можно услышать и на центральных каналах ТВ. Таким образом журналисты окончательно сняли с себя ответственность за сообщаемые читателю сведения.

Появление гигантского числа текстовых роботов - тоже итог года. Например, в русском сегменте Твиттера - до 4-5 млн. сообщений в день. Из них 2,5-3 млн. - откровенный спам, который генерируют всего 50-100 тыс. аккаунтов. И большинство из них - боты, скрипты. Пример: вдруг возникает огромный всплеск, несколько десятков тысяч сообщений за полдня такого вида: «я прошёл такой-то уровень в такой-то игре». Собственно, сама игра этому помогает: генерирует сообщения через аккаунты пользователей в социальных сетях. И хотя это не спам в чистом виде, но он загаживает инфопространство.Или, например, утром 26 октября всего за 3-4 часа было создано больше 250 000 сообщений с тегом «#Олимпиадынебудет» и автоматически сгенерированным текстом (всего сотня-две вариантов типа: «все украли», «как же стыдно перед иностранцами»), в этом участвовали примерно 20 000 аккаунтов. Тег попал в тренды Твиттера, а через полдня всё закончилось. Зачем - неизвестно, возможно отчитывались за пропагандистский бюджет, а может быть, в это время в Сочи происходило какое-то важное совещание.

А из оставшихся 1,5-2 млн. сообщений 20-30% процентов тоже спам, но более мелкий, россыпью (наши системы, которые мониторят Рунет, не всегда его видят, он более размазан, нужно смотреть глазами).

В итоге: содержательных сообщений в «Твиттере», да и часто в «Фейсбуке» - 1-2%. (Примечание Редактора портала TREKO.RU А.Б. Соколова - см.также: Правило 1:10:100 и соотношение Разработчиков – Преподавтаелей – Пользователей ТРИЗ по Г.С. Альтшуллеру

Даже перепост с комментарием, то есть сообщения по схеме «скопировал и прокомментировал» - редкость. Почти никто не комментирует. Все инфопространство заполняет тупой перепост, лайки и пр. Эту эпидемию я бы назвал даже не итогом, а событием года. Когда мы, мониторя Рунет, это поняли - это было для нас шоком. Оригинального контента и реального общения практически нет, происходит тривиальная трансляция. Но все читают. Почему? Дело в том, что сеть, как и традиционные СМИ - увеличительная линза, средство усиления, там даже самый маленький сигнал, правильно поданный, усиливается на многие порядки. И поэтому можно малыми средствами добиваться многого. […]

Уже не стыдно журналисту делового издания быть активным участником митингов, драться с ненавистными омоновцами, входить в партии и политические структуры, не стыдно распространять в своем якобы нейтральном СМИ чистую пропаганду. Не стыдно солидным изданиям раздавать массово своим соратникам «пресс-корочки» для «отмазывания» на митингах и т.п.

В общем, раскол, ненависть, отбрасывание ответственности, снятие масок и окончательная потеря стыда - это тоже, увы, итог 2012 года. И Рунет активно поучаствовал в этом. […]

Как говорят китайцы, предсказывать очень трудно, в особенности, если это касается будущего. Так что я могу только назвать тенденции.

В новом году проникновение государства в Интернет будет продолжаться. Продолжится и законодательная борьба за влияние на Рунет. В Думу будут внесены законопроекты о спаме, об Интернете в целом. Будет строиться государственно-частная инфраструктура фильтрации. Мы увидим первые громкие судебные процессы о блокировании сайтов, а также об ответственности за «интернет-базар». […]

В 2013-2014 годах произойдёт слияние Интернета и телевидения. Причём, возможно, не на компьютере, как многие думали, а на телевизоре. Многие модели телевизоров уже не менее мощные, чем компьютеры, они подключены к сети, позволяют выходить на «Youtube», скачивать музыку и фильмы с торрентов. На рынке появится технология «второго экрана»: скачиваешь
рекомендательное приложение на свой планшет и управляешь с его экрана телевизором или выбираешь передачу в реальном времени. В 2013-м предложат новые услуги: смотреть, скажем, спортивную передачу и тут же её обсуждать на сайте телеканала, в приложении на «умном» телевизоре, на специальных интернет-площадках для телевизионного интерактива. Многим пользователям окажется достаточно умного ТВ, они перестанут быть или уже не станут пользователями персонального компьютера.

В 2013 году с мобильных устройств в Интернет будет выходить больше половины пользователей. Многие новые мобильные пользователи в ближайшие 2-3 года могут уже пропустить стадию обзаведения настольным компьютером, потому что планшет и смартфон покроют все их интернет-потребности. Возникнут совершенно новые сервисы и социальные сети, изначально живущие на мобильном гаджете и не имеющие Интернета в своей основе».

Елков И., Короткая память: как изменился Интернет в 2012 году и что ждёт его в 2013-м? (итоги и прогноз жизни в Сети – от Игоря Ашманова), еженедельник «Российская газета», 2013 г., N 8, с. 22-23.


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian