Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Работа на тренинге/семинаре с критически настроенными группами [по К. Фопелю]


Так как в начале воркшопа вы сами, вполне вероятно, находитесь в состоянии стресса, существует опасность применения «готовых рецептов» с целью избегания риска. Участники это чувствуют и начинают сопротивляться, если у них возникает впечатление, что с ними работают по некой схеме.

От Редактора сайта: Клаус Фопель (Klaus W. Vopel) употребляет термин "воркшоп" (иные написания:
workshop или work shop или уоркшоп), который в ряде случаев стоит понимать как тренинг, семинар, "круглый стол"...


Иногда вы будете работать с участниками, которые настроены критически по отношению к вам — может быть, у них есть негативный опыт участия в других семинарах, или их предприятие реструктурируется, возможно, они недоделали важную работу, а иногда это типичные «борцы-одиночки», которые невысокого мнения о групповом обучении.

Если вам приходится работать с «трудной» группой, подумайте о следующих принципах, имеющих отношение ко всем группам:

• Все люди разные.

• Желание изменить других людей непродуктивно.

• Вы можете реагировать гибко.

• Вы можете получать удовольствие от решения сложной проблемы.

«Трудные» группы предъявляют нам наибольший вызов и дают нам возможность заметить наши профессиональные «слабости»; в то же время мы в таких группах получаем больший опыт.

Если вы работаете в такой группе, вы должны действовать более осторожно, чем обычно. Есть несколько вещей, которые нельзя делать ни в коем случае (это относится в определенной мере ко всем группам, но в «трудных» группах это особенно важно):

• Не считайте, что вы уже достаточно знаете об участниках.

• Не ведите себя как «эксперт».

• Плохо, если вы мало знаете о предприятии, где работают участники.

• Также не очень хорошо, если вы не выяснили, какими ресурсами располагают участники.

• Не делайте предположений и не используйте стереотипов.

• Избегайте сильных, определенных высказываний, потому что это может показаться нескромным.

• Избегайте конфронтации с такой группой, а если она неизбежна, ведите себя самым любезным образом.

• Если вы работаете в организации, не критикуйте ее менеджеров или отделы.

• Никогда не унижайте участников, даже в шутку. Откажитесь от иронических или саркастических замечаний.

Но самое важное — попытаться идентифицироваться с такой «трудной» группой и задать себе следующие вопросы:

• Почему участники настроены так скептически?

• Почему они должны были бы сотрудничать со мной?

• Что может побудить их согласиться с моими предложениями?

• Что они могут получить от этого воркшопа?

Если вы сможете ответить на эти вопросы, то вы на правильном пути и есть шанс, что группа захочет сотрудничать с вами.

В случае, когда многие участники пришли на тренинг или семинар не по доброй воле, нужно сделать его как можно более приятным и свободным от стрессов:

• Заканчивайте каждую встречу в определенное время и не затягивайте работу, если только группа не захочет обратного.

• Внимательно изучайте желания участников и избегайте всего того, что они могут воспринимать как угрозу.

• Время от времени объясняйте, что участники могут получить на отдельных встречах.

• Будьте гибким и реагируйте на спонтанно выраженные желания и просьбы участников.

• Не забывайте о юморе и ведите группу легко.

• Делайте все, чтобы участники могли больше доверять вам.

Участники смогут легче довериться вам, если считают вас компетентным в управлении групповым процессом. Принимайте во внимание их основные потребности, чтобы группа, по возможности, постоянно находилась в приятном состоянии расслабленного внимания. Если вы замечаете, что внимание участников рассеивается, что они становятся беспокойными, уровень их энергии снижается, измените свой учебный план. Вспомните о том, что я предлагал ранее:

• С самого начала старайтесь овладеть вниманием участников, чтобы у них не возникло чувства неудовольствия. Начните с игр, посвященных знакомству друг с другом, упражнений в парах, или небольших упражнений в малых группах, связанных с темой воркшопа.

• Предоставьте убедительные аргументы в пользу участия в воркшопе.

• Привлеките участников к корректировке программы воркшопа. Спросите об их желаниях или дайте им возможность сделать выбор из предложенных альтернатив.

• Действуйте маленькими шагами; удерживайте внимание, используйте активизирующие упражнения (см.главу 39).

• Проявите скромность: личное отношение к участникам формируйте постепенно; не ведите себя как эксперт, но проявите свою человеческую сторону.

Так как в начале воркшопа вы сами, вполне вероятно, находитесь в состоянии стресса, существует опасность применения «готовых рецептов» с целью избегания риска. Участники это чувствуют и начинают сопротивляться, если у них возникает впечатление, что с ними работают по некой схеме. Поэтому будет хорошо, если вы позволите себе свободно экспериментировать в начале работы и покажете эту позицию участникам. Например, можете поэкспериментировать со следующими стратегиями, которые способствуют привлечению внимания и вызывают любопытство участников максимально безопасным образом.

Перемена мест. Попросите участников встать и сделать глубокий вдох. Предложите каждому взять свои вещи и найти себе новое место, которое сильно отличается от предыдущего. Эта стратегия вызывает удивление и мобилизует внимание.

Растягивание. Время от времени полезно предлагать упражнения на растягивание, которые активизируют поочередно то одну, то другую сторону тела. Совсем просто сделать упражнение * Достать звезду». Участники стоя тянут поочередно то правую, то левую руку вверх над головой. Это движение автоматически вызывает более глубокое дыхание. Мозг получает свежую порцию кислорода, и внимание снова фокусируется.

Время для коротких оценок. Предоставьте участникам возможность поговорить о своем учебном процессе. Это помогает интегрировать новый материал и новое понимание. Выберите для этого подходящий момент и остановите группу. Можете сказать: «Разделитесь на пары и поговорите о том, что мы только что обсуждали». Затем происходит оценка произошедшего в кругу.

Дыхание. Только когда наш мозг получает достаточно кислорода, мы можем интенсивно думать. Предложите участникам на короткое время встать, сделать несколько глубоких вдохов и медленных выдохов. Это также помогает вновь сконцентрировать внимание. Полезно использовать это упражнение после того, как группа изучила важную мысль, концепцию, процедуру.

Практические рекомендации:

• Чаще давайте пояснения, это может быть полезным для участников.

• Придавайте большое значение установлению контакта с группой и каждым конкретным участником.

• Ограничивайте время, когда участникам необходимо концентрировать внимание при работе в кругу.

• Быстро реагируйте на изменение готовности к обучению: утомление, фрустрацию, скуку и т. д.

• Дайте участникам возможность чаще работать в подгруппах.

• Используйте первые пять минут для того, чтобы установить позитивный контакт с различными участниками.

• Позаботьтесь о том, чтобы выражались желания и цели участников.

• Чаще давайте участникам возможность высказываться: в парах, в подгруппах, презентациях рабочих групп, дискуссиях и т. д.

• Уважайте «инакомыслящих», указывающих на недостатки, упущения, на возможность иного восприятия и просто на ошибки (см. главу 56).

• Предоставляйте возможность физического движения.

• Пусть участники контролируют свой учебный процесс: выбирают методы, темы и временные рамки работы.

• Используйте мероприятия, которые задействуют как можно больше разных типов интеллекта одновременно. Например, пусть участники в парах создадут «карту» (см. главу 46), посвященную одной из целей обучения.

Покажите участникам свою заинтересованность в совершенствовании навыков ведения группы и в постоянном обучении. Вы можете сделать это, импровизируя, изобретая для группы новые процедуры. В конце воркшопа можете раздать открытки с вашим адресом. Просите участников отправить вам через месяц сообщение о том, чем этот воркшоп был для них полезен. Такая отсроченная обратная связь часто продуктивнее всех высказываний, которые вы слышите в конце работы.


Клаус Фопель, Эффективный воркшоп. Динамическое обучение, М., "Генезис", 2003 г., с. 129-133.

Материал любезно предоставлен издательством "Генезис", www.genesis.ru


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian