Иногда участники подолгу ждут, пока многословный член группы остановит свою речь, никак не проявляя внешне своих чувств. Многословность — не только внешний дефект, но и причина блокирования группового развития, которое происходит, потому что остальные участники заняты сдерживанием своего раздражения.
От Редактора сайта: Клаус Фопель (Klaus W. Vopel) употребляет термин "воркшоп" (иные написания:
workshop или work shop или уоркшоп), который в ряде случаев стоит понимать как тренинг, семинар, "круглый стол"...
Любая учебная группа работает лучше всего в том случае, когда все ее участники вовлечены в работу примерно в одинаковой степени, когда все вносят свой вклад, никто не монополизирует внимание и нет хронически пассивных или молчащих. Если кто-то постоянно отпускает саркастические и враждебные замечания, беспрестанно выступает в роли советчика или «неофициального ведущего», это нарушает позитивное групповое развитие.
В этой главе я хотел бы кратко охарактеризовать четыре наиболее часто встречающихся вида «трудных» участников:
- молчаливый;
- многословный (монополизирует возможность высказывания);
- саркастичный;
- советчик» (постоянно занят другими, а не самим собой).
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ Задача ведущих — заботиться о том, чтобы участники могли обучаться и быть продуктивными членами группы и чтобы группа в целом могла стать средой интенсивного обучения. Если мы наблюдаем трудное и непродуктивное поведение, не нужно пытаться слишком быстро «вылечить» его «виновников» или изменить их проблемное поведение. Сначала мы должны выяснить, что они хотят «сообщить» нам подобным поведением и понимают ли они сами, что создают проблемы для остальных. Ведущий и участники должны действовать тактично, чтобы никого не обидеть, не изолировать и не спровоцировать усиленное сопротивление. Большинству людей легче изменить собственное поведение, если они смогут увидеть его из другой перспективы в дружеской атмосфере, если им дружелюбно расскажут, как их видят другие, и они сами смогут решать, хочется ли им измениться.
В любом случае неправильно навешивать на «трудного» участника ярлык, считая его многословным брюзгой. Подобные ярлыки делают его «
козлом отпущения» и подкрепляют нежелательные способы поведения. Слишком сильное
групповое давление, упреки и нападки могут обидеть участника и заблокировать изменения. Если ведущий примет решение
вмешаться, он не должен вредить личным отношениям с «трудным » членом группы. Вместо того чтобы говорить многословному участнику, что он монополизирует дискуссию, можно сказать: «У меня с вами возникают затруднения. Когда вы так подробно описываете своего начальника, то через некоторое время мне становится трудно слушать вас. Мне гораздо интереснее, как вы сами внутренне реагируете на своего шефа». Или же ведущий может выразиться метафорично и сказать: «Мне очень хочется вас понять и узнать лучше, но мне нелегко следовать за вами, когда вы так детально описываете события. Я люблю гулять в лесу, но здесь у меня возникает чувство, что я сбился с пути и заблудился». В результате у участника появляется шанс понять, что он теряет внимание других, когда говорит так много, и, возможно, он решит изменить свое поведение. Но даже если он не захочет изменить его, то будет знать, с какими последствиями ему придется считаться.
Наряду с личным вмешательством у ведущего есть возможность попросить группу дать обратную связь. В этом случае он также должен действовать очень тактично. Остальные участники следят за
интервенциями ведущего с большим вниманием. На них оказывает благоприятное воздействие умение ведущего дружелюбно и с юмором обращаться с «трудным» поведением.
МОЛЧАЛИВЫЕ УЧАСТНИКИ В принципе ведущий должен проявлять уважение к молчащим членам группы, чтобы создать подходящий климат, в котором участник сможет самостоятельно отказаться от собственной сдержанности. В то же время ведущий должен показать, что ему интересно ближе познакомиться с «молчуном» и лучше понять его. Поэтому для участника полезно узнать, какое воздействие оказывает молчание на остальных членов группы. Во многих группах участники в течение некоторого времени предлагают «молчуну» высказаться. И часто такой интерес бывает оценен. Если ведущий предлагает обсудить тему молчания, он может выразить надежду, что молчаливые участники также смогут реализовать свои цели в группе. Можно сначала предложить им самим обсудить свои цели между собой. Можно объяснить «молчунам», как важно для любой группы участие всех ее членов. Однако существует опасность, что активные участники почувствуют, что их критикуют, или посчитают себя виноватыми в том, что якобы отбирают у остальных возможность проявить себя.
Стоит выяснить, что приводит к молчанию. Часто молчание является проявлением принятых в нашем обществе или в семье участника норм.
Если на воркшопе множество «молчунов», можно использовать технику «аквариума». Молчаливые садятся в центре комнаты в круг и обсуждают, как они чувствовали себя в группе до сих пор, что они получили, есть ли у них желание участвовать более активно. Применяя эту технику, вы должны быть уверены, что молчаливые участники заинтересованы в том, чтобы представить себя в группе более открыто.
Вариант этой техники организован по обратному принципу. На этот раз активные участники идут в центр круга и говорят о том, как они себя ощущают, когда остальные молчат. Это дает возможность получения обратной связи.
Еще один вариант интервенции — техника «обхода». При этом молчаливый участник ходит по кругу, встает около каждого члена группы и заканчивает предложение: «Когда я смотрю на вас, то мне кажется, что вы ожидаете от меня...» В конце обход можно повторить, на этот раз изменив фразу на: «Когда я смотрю на вас, мне хочется, чтобы вы...» Эта техника устанавливает контакт молчаливых участников с каждым членом группы; она дает хорошие предпосылки для большей интеграции.
МНОГОСЛОВНЫЕ УЧАСТНИКИ Иногда участники подолгу ждут, пока многословный член группы остановит свою речь, никак не проявляя внешне своих чувств. Многословность — не только внешний дефект, но и причина блокирования группового развития, которое происходит, потому что остальные участники заняты сдерживанием своего раздражения. Возможно, вы решитесь на личную интервенцию и сообщите о том, что вы наблюдаете. Можно сказать, например: «Я рад каждому, кто активно участвует и берет слово, но в то же время мне бы хотелось, чтобы все могли высказаться и имели для этого равные возможности. Возможно, вы захотите помочь мне в этом, следя за тем, чтобы время распределялось равномерно и те, кто молчит, тоже могли проявить себя».
Можно выбрать и групповую технику, которая также исследует подобное поведение участников. Поставьте какой-нибудь предмет — вазу или книгу — на пол в середине круга и скажите:
«Я хочу предложить вам провести короткую "инспекцию" коммуникации в группе. Если у вас возникает впечатление, что вы слишком часто говорите, то подойдите ближе к предмету в центре, если же вам кажется, что вы говорите редко, то отойдите на соответствующее расстояние. Выберите место, которое символически выражает степень вашего вербального участия в работе группы». После этого все участники комментируют свой выбор. Кроме того, они могут сообщить свою реакцию на выбор остальных. Это социометрическое упражнение предоставляет достаточно материала для общего «круга обратной связи» по поводу коммуникативной ситуации в группе.
САРКАСТИЧНЫЕ ИЛИ ЦИНИЧНЫЕ УЧАСТНИКИ Такие участники подшучивают над другими, отпускают пренебрежительные или ироничные замечания, например: «Я, конечно, не так психологически подкован, как Чарли, но делаю свою работу правильно и четко». Постоянный сарказм может нанести (вред доверию в группе, особенно, когда остальные участники не осмеливаются обратить внимание на такое поведение. В этом случае вы можете предложить им прямо выражать свою критику и связанное с ней раздражение: «Готовы ли вы провести эксперимент? Пройдите по кругу и скажите каждому, что вам в нем мешает и что вас раздражает». Это поможет установить прямой контакт саркастических участников с остальными и стимулировать группу прямо выражать эмоциональные реакции.
«СОВЕТЧИКИ», «УТЕШИТЕЛИ» И «МУДРЕЦЫ» Сложность заключается в том, что эти участники больше сосредоточены на других, чем на себе. К этой категории относятся «ведущие-самозванцы», «медсестры», «советчики» и «мудрецы», хвастающиеся тем, какие «жемчужины мудрости» им удалось собрать за свою жизнь. Они часто являются причиной проблем в группе. Создается впечатление, что они ничему не хотят научиться и уже преодолели все трудности. Такие участники опасаются открыто говорить о проблемах и недостатках. Как и «молчунам», этим «трудным» членам группы остальные часто сообщают об их поведении. Ведущему нужно поддерживать такую обратную связь и помочь понять чересчур «альтруистичному» участнику, что иногда мы даем другим больше, если осмеливаемся позаботиться о себе.
Чтобы помочь таким «внешне ориентированным» участникам, вы можете предложить им пройтись по комнате и дать каждому совет, добавив к нему пожелание: «И мне хочется, чтобы вы...» Эта техника позволяет участнику сначала сделать то, что он в основном делает автоматически — дать совет. Но в то же время ему предлагают сделать нечто трудное, а именно — позаботиться о себе и о чем-то попросить каждого члена группы. Впрочем, предлагайте эту технику только тогда, когда участник заинтересован в изменении своего поведения.
Клаус Фопель, Эффективный воркшоп. Динамическое обучение, М., "Генезис", 2003 г., с. 268-272. Материал любезно предоставлен издательством "Генезис", www.genesis.ru  Мы Вконтакте: вступайте! |  Мы в ФБ: вступайте! |  Мы в Твиттере Добавляйтесь! |
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах