Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Зачем электронный консультант живому консультанту/тренеру?


Доклад на Рождественской конференции СПб Клуба консультантов и тренеров
18 декабря 2004 г.

 Автор: Соколов Георгий Борисович,
канд. физ.-мат. наук, нач. IT-отдела консалтинговой фирмы «ТРИЗ-ШАНС», 2004 г.
Сайт: http://www.triz-chance.ru

В начале ХХI века, семинар/тренинг/консультация высокого уровня зачастую представляет собой обучение работе с экспертной системой, предназначенной для решения нужного класса задач (технических, управленческих, маркетинговых и т.д.) и передаваемой Заказчику. Собственно обучение идет как дополнительная услуга, основной «продукт» предоставляется Заказчику в электронном виде…

Проводя бизнес-семинары, консультации и тренинги с 1992 года, а также анализируя сотни бизнес-задач, решаемых на специализированном Internet-форуме www.triz-ri.ru/forum (разработчик Сычев С.В.) , мы столкнулись с рядом типовых проблем, которые перечислены ниже (а еще ниже – поговорим об их решении). Итак…

…Проблема-1. Как и в любой другой области деятельности, находящейся на стадии становления, количество консультантов и бизнес-тренеров хорошего профессионального уровня весьма невелико. А требования рынка растут. Это приводит к дефициту качественных услуг на рынке консалтинга и тренингов, и, следовательно, к росту цен. В итоге многие отечественные компании не могут позволить себе покупку консультационных и тренинговых услуг надлежащего качества и в необходимом количестве.

Проблема-2. Одним из важных критериев качества и консультационных, и образовательных услуг является наличие т.н. «твердых копий»: раздаточных материалов, методичек, справочников, отчетов и т.п., передаваемых Заказчику на бумажных либо электронных носителях. Выбирая поставщика услуг, Заказчик вправе задать вопрос: «Что останется у моих Сотрудников после проведения семинара, тренинга, консультации, кроме хороших впечатлений, нескольких баек и некоего сложнопроверяемого и быстротеряемого «навыка»? Смогут ли они решать свои практические задачи самостоятельно?» И еще один страшный вопрос: «А что останется на фирме, если обученный Сотрудник уволится?»

Проблема-3. Как выразился английский экономист Калверт Макхем: "Консалтинг - это армия, в которой самый младший чин - полковник". Как по экспериментальным данным создателя ТРИЗ Г.С. Альтшуллера, так и по нашим данным, для того, чтобы, чтобы средний специалист превратился в консультанта, ему необходимо самостоятельно решить как минимум 200 специально подобранных практических задач. В то же время, основная масса бизнес-консультантов и тренеров – если не принимать в расчет рекламные декларации - имеет в своем багаже в лучшем случае несколько решений…

Проблема-4. Известен эффект инерции мышления: при решении нестандартной (творческой, креативной) задачи человек непроизвольно сужает область поиска, используя не более 10-15% от общего количества возможных направлений решения.

Так, спортсмены-борцы устойчиво используют всего несколько "коронных приемов" из своего арсенала; на персональных выставках художников, фотографов видны те несколько "ходов", которые разрабатывает автор; на серии спектаклей или фильмов - заметны любимые находки режиссера и актеров...

Данный эффект допустим в рамках так называемого “личного мнения”, “собственного стиля”, но критичен при решении проблем, выходящих за эти рамки – например, при решении сложных задач, связанных с продвижением продукции, с управлением персоналом и т.п., когда экономические потери от ошибки на несколько порядков превышают стоимость творческой неудачи индивидуума.

Проблема-5. С другой стороны, когда счет решенных бизнес-задач идет на сотни, сами задачи неизбежно начинают повторяться: фирмы, занимающиеся сходной деятельностью на сходных рынках сталкиваются со сходными проблемами, которые решаются сходными методами… Многие задачи фактически оказываются стандартными, и вряд ли имеет смысл каждый раз решать задачу «с нуля» и искать непременно уникальное «своеобычное» решение.

Как же решаются вышеперечисленные проблемы в мировой консалтинговой практике?

Не единственной, но одной из существующих тенденций является распространение так называемых «экспертных систем» («программ-консультантов», «Систем поддержки принятия решений»/«Decision Making Support Systems»).

В их основе – базы данных из сотен, тысяч и десятков тысяч возможных решений, которые собираются годами. Фактически, в подобных базах данных накапливается опыт целых поколений специалистов.

Система навигации по экспертной системе позволяет Пользователю за считанные минуты получить десятки вариантов решения.

В начале ХХI века, семинар/тренинг/консультация высокого уровня зачастую представляет собой обучение работе с экспертной системой, предназначенной для решения нужного класса задач (технических, управленческих, маркетинговых и т.д.) и передаваемой Заказчику. Собственно обучение идет как дополнительная услуга, основной «продукт» предоставляется Заказчику в электронном виде…

Несколько примеров подобных программ:

  • “Изобретающая машина/Inventive machine”. Предназначена для решения сложных инженерных задач. Первая версия программы выпущена еще в Советском Союзе, в ее основе – Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), разработанная Г.С. Альтшуллером. Программа содержит базы данных физических, химических и т.п. эффектов, применяемых для решения инженерных задач;
  • Бортовой компьютер американского самолета-невидимки «Стелс» содержит экспертную систему на случай нештатных ситуаций;
  • Профессиональные модели фотоаппаратов «Nikon» содержат экспертную систему с 30.000 реальных съемочных ситуаций;
  • Для решения технических проблем, возникающих у клиентов, компания General Electric создала экспертную систему, в пополняемой базе данных которой 1,5 млн. вариантов всевозможных проблем и их решений. Благодаря использованию последних достижений в области искусственного интеллекта, система позволяет проводить диагностику в режиме реального времени и быстро отвечать на вопросы;
  • Программа-консультант "EXPO: 1001 Рекламоноситель" (разработка консалтинговой фирмы «ТРИЗ-ШАНС», Санкт-Петербург). Крупнейшая в мире база данных решений в области продвижения продукции (более 2000 решений).

    Основные классы решаемых задач:

    • разработка PR- и промо-акций, рекламных кампаний;
    • поиск новых идей для продвижения продукции;
    • поиск новых, нестандартных рекламоносителей и их поставщиков;
    • поиск идей для выставочных стендов;
    • анализ полученной системы решений.

    Бесплатную версию программы можно загрузить здесь.
Программы-консультанты ни в коем случае не заменяют человека-специалиста, а лишь усиливают его возможности.

Они не гарантируют, но существенно повышают вероятность решения определенных классов задач.

В приведенной ниже Таблице 1 мы перечислили некоторые плюсы от использования «программ-консультантов»:

Таблица 1

Для Консультанта/ТренераДля Заказчика
Наличие тиражируемого продукта, который можно передавать/продавать Заказчику как в составе Услуги, так и отдельно Возможность приобретения «твердой копии» как в составе Услуги, так и отдельно. Использование ее в своей деятельности независимо от Консультанта/Тренера
Как следствие – расширение круга Клиентов и дополнительный доходЭлектронный консультант дешевле живого и всегда под рукой в любое время дня и ночи
Как следствие – получение конкурентного преимуществаВозможность использования программы-консультанта даже в том случае, если обученный на семинаре/тренинге Специалист уволился из компании
Расширение собственной «палитры решений» (использование экспертной системы при решении задач Заказчика). Опора на накопленный в данной предметной области практический опытРасширение палитры решений специалистов компании. Опора на накопленный в данной предметной области практический опыт
Подготовка собственных сотрудников – экспертные системы «заставляют» выполнять весь положенный алгоритм работы, что упрощает контроль за сотрудниками и их работойАналогично
В случае неадекватного Заказчика – апелляция к экспертной системе: вот возможные решения, которые считаются профессиональными в настоящее время Возможность получить не одно решение задачи, а осознанно выбрать из гаммы возможных решений

Естественно, освоение каждой экспертной системы происходит не мгновенно и требует доброжелательного отношения к подобным системам и, как минимум, ряда часов вдумчивой работы на компьютере для освоения.

Приглашение Дилерам


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian