Наверное, каждый уважающий себя и свой труд Специалист, приступающий к подготовке семинара или тренинга, задавался вопросом, как не допустить типичных ошибок при проведении занятия, от чего лучше отказаться, а что включить в учебный процесс. Ответить на эти и некоторые другие вопросы автору помогло микроисследование, посвященное изучению рынка тренингов и семинаров в г. Москве. Для этого было опрошено семь человек, посетивших за последние несколько лет от 4 до 15 тренингов и семинаров разного профиля. Возможно, некоторые оценки Слушателей будут полезны консультантам и компаниям-организаторам.
Высказывания Слушателей выделены курсивом.
Отрицательные стороны в развитии рынка тренингов и семинаров по оценкам Слушателей
1. На рынке увеличилось количество «тренеров-догматиков» и «тренеров-новичков». Слушатели охарактеризовали их следующим образом.
«Тренеры-догматики»
тренер представляет материал как истину в последней инстанции, абсолютно категоричен в собственных утверждениях, хотя эти утверждения далеко не всегда соответствуют опыту Слушателей:
Тренер похож на учителя начальных классов. Он злится, когда ему говорят: «А у нас бывает совсем не так, как Вы рассказываете, клиенты реагируют на это по-другому»;
Тренер настойчиво повторяет: «Когда звоните клиенту, никогда не используйте в разговоре частицу «НЕ»». Хотя в моей практике, если клиент «проблемный», но проблему не осознает, с ним нужно разговаривать по схеме: «Скажите, Вас НЕ устраивает …?» и дальше приводить перечень ситуаций.
тренер не способен подойти гибко к изложению материала, в результате, очевидные вещи затягиваются, происходит «замусоливание» темы:
Аудитория почти уснула, а она все талдычит свое. Как будто это не тренинг, а лекция.
тренер не способен уйти от первоначальной, заготовленной программы изложения и подстроиться под аудиторию:
Когда его (тренера) попросили отказаться от подробностей в схеме «Родитель-Взрослый-Ребенок», он сказал, что без этой схемы мы не поймем материал. А зачем в очередной раз выслушивать то, что уже пять раз слышала?
На какие-то вопросы вообще не отвечал. Скорее всего, не знал, что сказать.
тренер провоцирует возникновение на семинаре конфликтной ситуации. Не будучи в состоянии наладить контакт с аудиторией, тренер стремится разделить аудиторию на своих сторонников и противников:
Разве может тренер, не способный наладить контакт с аудиторией, научить меня налаживанию контактов в коллективе?!
Некоторые тренеры сразу выбирают в аудитории «любимчиков» и работают в основном с ними.
тренер работает с аудиторией в манере высокомерного «всезнайства»:
Некоторым (тренерам) хочется сказать: «Поучайте лучше ваших паучат». С умным видом твердит заезженные истины, а на практические вопросы ответить не могут…
тренер работает, ориентируясь исключительно на психологическую проблематику, а не на практические задачи Слушателей:
Такое ощущение, что тренер набрался псевдопсихологизмов и пытается нам это внушить;
Говорит: «Главное - понять психологию клиента». При чем здесь психология я не понимаю. Меня интересуют конкретные примеры, как работать с возражениями;
Никто не думает о том, в какое время лучше звонить, главное, как сказать. Иные, жизненные ситуации не рассматриваются вообще.
«Тренеры-новички»
у тренера не хватает практического опыта, квалификации, его знания ограничиваются несколькими переводными изданиями:
Материал - явно калька с какой-нибудь американской книжки. Он сыпет сложными терминами, а по-русски объяснить их не может….
Такое чувство, что автор сам не имеет представления, как на самом деле происходит общение с клиентом. Он придумал себе какой-то идеальный мир и рассказывает о нем;
Может быть, в Америке это и работает, но когда ко мне подряд приходят 20 разъяренных клиентов, улыбка неуместна.
у тренера нет четкого и подробного плана семинара / тренинга:
Сразу видно, что у тренера нет четкого плана. Когда мы отошли от темы, было сложно вернуться, вспомнить, с чего начали;
Тренера легко было сбить вопросами, он начал перескакивать с одной темы на другую. Если между частями тренинга нет логики, то через некоторое время материал не воспринимаешь.
тренеры во время работы почти не опираются на раздаточный материал, и в дальнейшем Слушателю сложно в нем ориентироваться:
Не понятно, какая тема освещается подробно, какой темы в раздатке нет, что нужно записать;
Часто возникает ситуация: в раздаточном материале - одна информация, а на тренинге дается другая, в результате пользоваться в повседневной работе материалом сложно.
раздаточный материал низкого качества:
Я читала академика Щербу и понимала, но с трудом могу разобраться в их инструкциях по работе.
некоторые тренеры, пытаясь развлечь слушателей, говорят пошлости или высказываются на сексуальные темы.
2. Далеко не на всех тренингах отрабатываются необходимые навыки:
Нет возможности посмотреть на проблему со стороны, как другие участники семинара могут эту проблему решить;
Очень мало разобрано практических задач. Хотя это понятно, времени на теорию тоже нужно оставить, чтобы все поняли;
Нужно рассматривать конкретные ситуации, а не чужие примеры, вычитанные из книг;
Тебя, например, интересует конкретный поворот в разговоре, а тебе пытаются навязать стандартную схему, которая в этой ситуации не работает. Поэтому складывается впечатление, что слушатели гораздо опытнее тренера.
3. Многие тренеры не ориентируются в специфике компании и даже не интересуются этой спецификой:
Если раньше тренер присутствовал на переговорах, наблюдал за рабочим процессом, чтобы на занятии проработать «узкие места», то сегодня это почти не встречается;
Тренер, работая с одной крупной компанией, ориентируется на предыдущую группу, но задачи разных групп различаются: обслуживанию нужно одно, отделу продаж - совсем другое.
4. Подборка примеров не соответствует задачам Слушателей:
Если тренер специалист по финансам, то примеры будут из банковской сферы;
Приводят примеры из западных книг, а они не годятся, наша реальность жестче.
5. Программа семинара оторвана от содержания семинара.
Часто просто не знаешь, о чем пойдет речь на семинарах;
Бывало, курс не соответствовал ожиданиям. Либо слишком детализированный, либо наоборот, поверхностный.
6. Тренер не справляется с «выскочками» и «проблемными» Слушателями:
Бывает так: найдется один и мучает тренера вопросами по своей теме. А тренер в свою очередь не прекращает дискуссию. Страдают все;
Меня бесит, когда по ходу тренинга люди начинают задавать вопросы, относящиеся сугубо к их деятельности, а тренер потакает в ущерб другим. Неужели заранее сложно отвести время для вопросов и обсуждений!
Дело тренера - не дать отвлечься на разные вопросы, вопросы лучше выносить в конец обсуждения.
Опрошенные отметили, что качественных изменений на рынке тренингов и семинаров за последние несколько лет не произошло. К сожалению, проблемы, существовавшие ранее, продолжают тиражироваться. И основная проблема - отсутствие готовых методик (Под методикой понимается, цитирую: «… некая процедура, свод правил, алгоритм и т.п., позволяющий среднеодаренному Пользователю существенно повысить вероятность решения определенного класса задач, в отсутствие Автора методики. В частном и - наиболее сложном случае - эти задачи могут быть творческими (нестандартными, креативными)» - http://www.triz-chance.ru/method.html. При этом эффективность тренинга или семинара остается довольно низкой. По разным оценкам, Слушатели используют в своей работе не более 20-30% материалов, полученных на тренингах. Если даже материал был полезным, но необходимые навыки на тренинге не были отработаны, то через 1,5-2 недели Слушатели перестают пользоваться знаниями, полученными на тренинге.
Положительные стороны в развитии рынка тренингов и семинаров по оценкам Слушателей
1. Все больше тренеров интересуются заранее, что хотят получить Слушатели от тренинга или семинара, готовят предварительные анкеты, настаивают на подборе однородной группы.
Раньше группы были разнородными: самой большой проблемой был разный уровень квалификации. Сейчас ситуация потихонечку меняется, хотя, конечно, чаще на тренингах группы смешанные;
За три недели до тренинга пришла анкета. Мне это понравилось: есть надежда, что получу ответы на свои вопросы;
Сама, конечно, я бы не стала заранее писать о проблемах, а на вопросы готова ответить.
2. Тренинги стали записываться на видеокамеру, что позволяет наглядно увидеть ошибки и сразу внести коррективы. Интересен момент персонализации: когда после группового тренинга с каждым участником работают консультанты, указывающие на конкретные ошибки и дающие частные рекомендации.
Сначала было неприятно, что ведется запись. Зато потом, когда увидишь, сразу понимаешь - этого больше делать не буду;
Я визуал, поэтому для меня посмотреть на себя со стороны оказалось гораздо действеннее двух дней прослушивания.
3. Тренеры предлагают последующее бесплатное сопровождение в течение некоторого времени. Это позволяет внести коррективы в работу и лучше отработать навыки, получить ответы на дополнительные вопросы, проследить, как работают те или иные приемы:
Мне понравилась форма дальнейшего сотрудничества. Не то что «Прочел-Забыл»;
Я с удовольствием прокомментировала тренеру некоторые его подходы в той форме, которую он мне предложил. А потом получила дельные советы. Сама бы писать не стала.
По оценкам всех Слушателей, наиболее эффективными механизмом обучения сотрудников является создание и развитие на базе компании собственных учебных центров либо заключение долгосрочных договоров по корпоративному обслуживанию с отдельными тренерами. Эффективность такого рода тренингов гораздо выше, поскольку на занятиях рассматриваются конкретные задачи, характерные для компании, параллельно разбираются «узкие» места во взаимодействии между отделами, развивается корпоративная культура.
Краткие выводы
Ключевым требованием, предъявляемым к семинару и тренингу, становится его практическая направленность, которая требует предварительного «погружения» автора семинара или тренинга в проблемы Слушателей, разбора конкретных примеров из российской действительности, совместного со Слушателями решения задач.
Практическая направленность тренинга или семинара ставит перед их авторами вопрос о разработке или приобретении готовых методик, позволяющих Слушателям получить в ходе занятия определенные навыки и умения.
Низкий методический уровень тренингов и семинаров вынуждает крупные компании создавать собственные учебные центры, эффективность работы которых можно оценить, или заключать договоры о долгосрочном сотрудничестве с тренерами-профессионалами.
Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте, Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.