Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Подготовка семинара по новой теме: проблемы и некоторые решения [Тезисы]


Материалы II-й Конференции СПб Клуба консультантов и тренеров "Как создать и продвигать новый тренинг или бизнес-семинар"

 Автор: Блашенкова Вера Сергеевна,
кандидат политических наук, независимый консультант, 2005 г.

Нередко у компаний, организующих семинары, возникает потребность в расширении курса обучения: у Слушателей появляются новые задачи, возникают дополнительные вопросы. А если при этом сама область знаний, которой посвящен семинар, является молодой, то специалистов, готовых осветить новую тему, не хватает. В этом случае некоторые организаторы привлекают консультантов из смежных областей. С просьбой прочесть семинары о том, как может использоваться Public Relations (далее – PR) в логистике, ко мне обратились представители компании ООО «Коммерческий информационно-аналитический центр» (г. Москва). Опыт проведения краткосрочного семинара представлялся для меня интересным, однако отсутствие базовых знаний по логистике настораживало...

Логистика была абсолютно новой для меня областью, однако организаторы настаивали на подготовке семинара, аргументируя это следующим образом:

  • доклад, прочитанный мною на Международной транспортной конференции (г. Анапа, 2001 г.), тесно соприкасался с проблемами логистики;

  • тезисами доклада заинтересовалась редакция профильного журнала («Логинфо») и предложила подготовить два материала;

  • интерес потенциальных Слушателей семинара к смежным с логистикой дисциплиной, позволяющим решать некоторые логистические задачи.
В этой связи моя задача заключалась в том, чтобы рассказать о системе сокращения нематериальных издержек и о том, какие PR-механизмы и методики для этого можно использовать для оптимизации затрат. Постановка задачи в таком ключе убедили меня в необходимости подготовить семинар: потребовались время и ускоренное изучение нового предмета.

В ходе подготовки семинара у меня возникли некоторые трудности, с которыми, вероятно, сталкивались многие специалисты, пожелавшие быстро освоить новую тему.

Во-первых, необходимо было в достаточно короткий срок прочесть и проанализировать базовые материалы по логистическому управлению в компании. В то время литературы по логистике было явно не достаточно. В основном русскоязычная литература была представлена учебниками, ориентированными на студентов, и рефератами. В результате, выявить реальные бизнес-задачи и найти области пересечения логистики и PR оказалось непросто. Отчасти решить проблему помогли два периодических журнала, в которых освещались конкретные проблемы логистики, участие в выставках, посвященных некоторым аспектам логистики (преимущественно транспортная логистика), интернет и экспертные оценки.

Во-вторых, у меня не было реальных задач Слушателей, поэтому пришлось прибегать к анализу специализированных форумов в интернете. На форумах либо задавались конкретные вопросы, связанные с анализом формул, либо общие вопросы, включать в семинар которые было бы нежелательно. Дополнительную сложность вызвало то, что у меня не было подробной программы других семинаров в рамках всего курса (были обозначены лишь темы), поэтому возник вопрос, как не повторяться.

В-третьих, возникла проблема, каким образом лучше выстроить семинар, как подготовить удобную для Слушателей программу и структуру. Опыт личного участия в семинарах подсказывал два направления: идти от конкретных задач, разбирая тот или иной пример подробно - от постановки задачи до ее решения, либо рассмотреть несколько связанных между собой теоретических блоков и уже в контексте их рассмотрения приводить примеры-задачи.

В-четвертых, один из вопросов - подбор интересных примеров и ситуаций. Неоднородность состава участников семинара требует приводить примеры, характерные для всей аудитории. В то же время количество таких примеров ограничено в силу недостаточных познаний в логистике (ведь участники сориентированы в первую очередь на получение знаний о логистическом управлении, а отнюдь не на PR). Другим ограничителем служит время: примеры должны быть емкими, отражать проблемы слушателей и одновременно краткими и понятными.

В-пятых, встал вопрос о подготовке раздаточных материалов: стоит ли их делать в соответствии с тем, что Слушатели получают на семинаре или, напротив, в раздаточных материалах лучше дать подробнее ту информацию, которой на семинаре не было. Также возник вопрос об объеме раздаточного материала: есть ли смысл включать статьи, примеры или ограничиться схемами и таблицами.

В-шестых, меня интересовало, как в рамках короткого семинара строить работу с аудиторией, как эффективно привлечь к работе Слушателей и одновременно дать им необходимый объем информации.

В-седьмых, возник вопрос, как установить обратную связь с участниками семинара после занятий, чтобы внести необходимые коррективы в программу семинара.

Проработать литературу и адаптировать ее к собственным знаниям оказалось достаточно трудоемкой задачей. Вместе с тем, наибольшее число вопросов возникло по третьему и четвертому пункту. На помощь пришли методики системы «ТРИЗ-ШАНС» (И.Л. Викентьева, С.В. Сычева, А.Б. Кавтревой) [1-2]. (Замечу, что эти авторы понимают методику – как, цитирую: «… некую процедуру, свод правил, алгоритм и т.п., позволяющий среднеодаренному Пользователю существенно повысить вероятность решения определенного класса задач, в отсутствие Автора методики. В частном и - наиболее сложном случае - эти задачи могут быть творческими (нестандартными, креативными» [3]). Их явным преимуществом была систематизация правил и процедур, позволяющих решать конкретные бизнес-задачи. Выявив задачи, лежащие «на стыке» логистики и PR, можно было воспользоваться знакомой методикой, и на основе методики разработать собственную программу. Значимую роль при подготовке семинара сыграли также советы и рекомендации опытных коллег и организаторов.

В результате, был подготовлен часовой семинар «PR в системе логистического управления» в рамках 10 дневного курса «Логистика в компании». Семинар включал в себя три части:
  1. Определение и задачи PR с точки зрения логистического управления.

  2. Оптимизация временных издержек средствами PR (Исследование в PR. Методика FAST и функциональный анализ (И.Л. Викентьев). Фирменные стандарты (С.В. Сычев, А.Б. Кавтрева))

  3. Риски при взаимодействии организации с внешней средой (некоторые типовые ошибки).
Мне пришлось уйти от рассмотрения на семинаре одной или двух задач и сконцентрироваться на подаче теоретического минимума, приводя по одному - два примера на каждый подпункт и отвечая на вопросы. Также я отказалась от работы в режиме диалога: во время семинара удавалось лишь несколько раз приобщить Слушателей, предлагая ответить на вопросы.

Что касается содержательной части семинара, то ее приходилось неоднократно перерабатывать (хотя, по мнению автора, существующая модель не является законченной).

Процесс этих изменений можно представить в виде таблицы:
Причина измененийЧто изменяетсяКак изменяется
Изменение состава участников
Преимущественно торговля
(управление запасами и закупками, логистика распределения)
Изменяется вторая часть семинара - модель FAST используется применительно к торговле.Большее внимание уделяется созданию «фирменных стандартов» и «речевых модулей», освещается задача привлечения новых Клиентов. Рассматриваются два конкретных примера типовых ошибок на рабочем месте, причины их возникновения и механизмы устранения. Даются ссылки на специализированные семинары по торговле.
Преимущественно производство (обеспечение и поддержка производственно-технологического циклаИзменяется вторая часть семинара - модель FAST используется применительно к производственным предприятиям.Большее внимание уделяется выявлению функций, их описанию и определению, совместно с участниками готовится таблица определения функций и их оптимизации. Рассматриваются примеры неверно поставленных PR-задач. Подробнее раскрываются риски и ошибки организации при взаимодействии с политической средой. Даются ссылки на специализированные семинары по зарплатам.
Разные отрасли и разный уровень квалификацииИзменения зависят от вопросов участников и от их активностиВо второй части примеры чередуются. Третья часть сокращается и преподносится в качестве интересной и полезной информации.
Рекомендации участников
Необходима бОльшая привязка к логистикеПервая часть - определение, задачи и функцииЗадачи PR рассматриваются в контексте логистических задач при участии самих слушателей. Автором изучается дополнительная литература (прежде всего, работы В.И.Сергеева), наиболее интересные примеры включаются в семинар.
Внести в раздаточные материалы доп. информацию по второй части семинараРаздаточный материалВключается статья автора «PR как средство оптимизации информационных потоков» («Логинфо», 2003, №3). Даются рекомендации по посещению специализированных семинаров.
Большее внимание уделить методам контррекламыПримерыВключается статья автора «Чем отмываться от «черного пиара»» http://www.triz-ri.ru/)
Приводятся дополнительные примеры


Краткие выводы
  1. Для того чтобы семинар прошел эффективнее, предпочтителен однородный состав группы, в противном случае материал может хорошо восприниматься одной частью группы и плохо - другой. Оптимальным является проведение семинара не в рамках общего курса, а по собственной теме. В этом случае подбор группы будет осуществляться в соответствии с актуальностью темы.

  2. В семинаре по смежной теме в рамках специализированного курса, необходимо бОльшее внимание уделять конкретным (практическим) задачам и примерам. Для этого необходимо попросить организаторов семинара (если нет возможности сделать это самостоятельно) эти задачи выявить до начала обучения, чтобы разобрать примеры на семинаре.

  3. При разработке программы семинара по новой теме наиболее эффективной представляется методика FAST, позволяющая построить курс на системе преодоления типовых возражений Клиентов. Сбор типовых вопросов и возражений лучше осуществлять, основываясь на оценках экспертов и анализируя специализированные интернет-форумы.

  4. Востребованной является методика подготовки семинара по абсолютно новой теме, позволяющая сократить временнЫе затраты на анализ первичной информации, но при этом увеличивающая производительность обработки материалов. В частности, нужны механизмы быстрого вычленения сути проблем, примеров решений, методик.

  5. При подготовке семинара по новой теме наиболее эффективными представляются специализированные издания в стиле «100 ответов на вопросы», специализированные периодические издания, рефераты, интернет-форумы, рекомендации опытных коллег и специалистов по данной теме.
Основная литература
  1. Викентьев И.Л., Приёмы рекламы и public relations. Программы-консультанты: 446 примеров, 200 учебных задач и 21 практическое приложение, СПб, "ТРИЗ-ШАНС" и "Бизнес-пресса", 2007 г., 406 страниц;

  2. Сычев С.В., Фирменные стандарты компании «ANY»;

  3. Cтраница сайта: http://www.triz-chance.ru/method.html;

  4. Кавтрева А.Б. Мы так договорились. Фирменные стандарты как часть корпоративной культуры \ бюллетень "Рекламное Измерение" № 4 (33), 1997 г.;


  5. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов. Под редакцией В.И.Сергеева, М., Инфра-М., 2004 г. 976 страниц;

  6. Периодические издания «Логинфо», «Логистика».


    Мы Вконтакте:
    вступайте!

    Мы в ФБ:
    вступайте!

    Мы в Твиттере
    Добавляйтесь!
    Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian