Естественная реакция участников на непрофессионализм или тренера некачественный материал.
Отсутствие или неточность информации о будущих участниках и, как следствие, неуместный стиль, неверный формат мероприятия, неправильно подобранные упражнения и т.п.
Провалы в информационной и рекламной политике, ведущие к неверному восприятию услуги потребителем, в результате чего возникает конфликт в силу «несбывшихся ожиданий».
То же в отношении корпоративного заказчика. Неполное и неточное выяснение потребностей заказчика и в результате тренинг, который не нужен никому, кроме тренинговой компании, что формирует определенное отношение к нему со стороны группы.
Неоднородный состав группы (например: начальники и подчиненные в одной команде, при том, что стиль отношений первых ко вторым в компании авторитарно-подавляющий).
Несоответствие заявленной и реальной стоимости продукта.
Ошибки во внутренних коммуникациях тренинговой компании, способные повлиять на работу с клиентами.
Плохая организация мероприятия (помещение, хозяйственно-административное обеспечение), влияющая на настроение участников.
2. Причины частного характера.
Частное недовольство или отрицательное психологическое состояние одного из участников группы, которое при попустительстве тренера может распространиться и захватить большинство участников.
II. Работа с «трудной» группой.
Очевидно, что большинство причин общего характера могут быть устранены еще до проведения мероприятия при условии вдумчивой и тщательной подготовки. Но ошибки в нашей работе неизбежны. Как быть, если группа оказалась «трудной»? Если её невозможно вовлечь в совместную работу, если часть участников демонстрирует своё непонимание или отрицательное отношение к происходящему?
Первая задача тренера – выявить источник недовольства. Лидера или инициативную группу.
Вторая задача – понять причину недовольства. Способы различны – от собственной наблюдательности и последующего экспресс-анализа до приостановки тренинга и прямого обмена мнениями (как крайний метод).
Профессионализм тренера заключается, прежде всего, в умении работать с людьми: понимать их потребности, чувствовать их состояние и т.п. Поэтому главным в работе с «трудной группой» является умение тренера варьировать тон отношений, умение тактично похвалить или уместно проявить строгость. Трудная группа – это люди. И на первый план выходят не технические, а психологические приемы.
Технические приемы, такие как: смена упражнения, управление временем, ритмические перебивки, работа с пространством и т.д. хороши при умелом исполнении, но в любом случае их роль вторична.
III. Что делать, если справиться с «трудной группой не удалось»?
Не отчаиваться, а благодарить за самый лучший опыт – опыт неудачи.
Не оправдываться перед начальством, собой и, тем более, перед участниками той самой группы. Это только ухудшит ситуацию.
Проанализировать свои ошибки и спокойно работать дальше. В случае трех «трудных групп» подряд сменить профессию.
Финансовые потери понести с достоинством и пониманием, что в тренерской деятельности деньги – не самое главное.
Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте, Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.