В настоящий момент распространены две формы продвижения тренингов/семинаров.
- Независимый тренер сам продвигает свои тренинги.
- Тренинги продает компания (юридическое лицо).
На мой взгляд, продажа-продвижение тренинговых продуктов имеет свою специфику.
Во-первых, продвижение тренинговых услуг в направление создания
бренда ближе к продюсированию, чем к продаже традиционных услуг. Пока отметим, что продюсирование – более высокий уровень продвижения услуг, чем "прямые, холодные" продажи по широкой и не структурированной базе потенциальных потребителей тренингов.
Во-вторых, необходимо рассмотреть различия в продвижение тренингов самостоятельно и через продюсерскую фирму, что будет сделано ниже.
Продвижение может осуществляться в трех формах: продюсер – сам тренер, продюсер - наемный специалист и продюсер – продюсерская фирма, для которой продюсирование – бизнес, а тренер – такой же клиент, как и заказчик тренинговых услуг.
Тренер может сам продвигать свои тренинги, но если он думает о создании личного бренда, то помощь специалиста/специалистов ему необходима. Крайне сложно создавать хорошие по качеству тренинги и одновременно быть специалистом в маркетинге, продажах, брендинге.
Но в этом случае встает вопрос: "Кто кем управляет?". Продюсер действует в интересах тренера, подчиняясь ему, или тренер отдает себя "в руки" специалиста по продвижению?
Небольшой опыт исследования этого вопроса показывает, что тренеры подбирают себе "продюсеров" с небольшим опытом, используя их как ассистентов по продажам, секретарей, а не как полноценных бренд-менеджеров. Основная причина – отсутствие достаточного числа свободных специалистов-продюсеров и высокие гонорары опытных продюсеров.
Решением проблемы создания личного бренда могло бы быть обращение к услугам продюсерской фирме, правда, ценой отказа от определенной доли самостоятельности и славы.
Продюсерская фирма действует в рамках трехсторонних договорных отношений, организует продвижение и предоставление услуг, расчеты по ним и берет на себя обязательства и ответственность в максимальных объемах, за что и получает свой гонорар, освобождая тренера от многих маркетинговых, процедурных, технических и вопросов безопасности. Гонорар расходуется не только на собственное вознаграждение, но и на поддержание и развитие продюсерской фирмы как бизнеса.
Наемный "ассистент по продажам" действует в рамках двусторонних договорных отношений под управлением и в интересах тренера, выполняя в основном технические функции, и тратит свой гонорар (зарплату) как личное вознаграждение.
Рассмотрим различия в возможностях/функциях "ассистента по продажам" и продюсерской фирмы (в табличной форме).
Сокращения: Т – тренер, Кл – Клиент, ПФ – продюсерская фирма.
"Ассистент по продажам" | Комментарии | Продюсерская фирмаПодбирает потенциальных клиентов по указанию тренера и в рамках своей маркетинговой образованности. | Владение целевой аудиторий, структурированной базой клиентов – первое преимущество ПФ | Подбирает потенциальных клиентов из своей, формируемой различными маркетинговыми приемами, базы и личных контактов. | Информирует потенциальных клиентов о предоставляемых тренингах, получаемых от них эффектах и условиях получения услуг. | Одинаковые возможности - техфункция. | Информирует потенциальных клиентов о предоставляемых тренингах, получаемых от них эффектах и условиях получения услуг. | Организует предварительные встречи и интервью для знакомства потенциального клиента и тренера. | Одинаково – техфункция | Организует предварительные встречи и интервью для знакомства потенциального клиента и тренера. | Заключает договоренности по предоставлению услуг и расчету по ним с клиентом на условиях тренера | Условия заключения договоренностей с Кл – право ПФ. | Заключает договоренности по предоставлению услуг и расчету по ним с клиентом на собственных условиях, с учетом договоренностей с тренером. | Собирает необходимую информацию о клиенте в рамках и объемах, задаваемых тренером. | Серьезное расхождение, т.к. ПФ является, также "продюсером результатов" для клиента. | Предоставляет информацию о клиенте в рамках, которые считает необходимыми для успешной работы тренера. | Организует предоставление услуг | Одинаково – техфункция | Организует предоставление услуг | Способен своевременно производит расчеты с клиентом только благодаря своим талантам или особому положению в бизнесе. | Ключевое расхождение | Своевременно производит расчеты с клиентом и консультантом. Задержка расчетов клиента с продюсерской фирмой не является основанием для задержки расчетов с тренером, кроме случаев конфликта клиента и тренера по качеству представляемых услуг. В обязанности продюсерской фирмы входит улаживание конфликта с максимальной пользой для всех сторон. | Тренер сам несет ответственность за завершение тренинга/услуг, ассистент ему не помощник. | Важное различие в услугах. | Завершает предоставление тренинга так, чтобы сохранилась возможность предложить услуги в будущем, при возникновении интереса у клиента к внешней помощи. | Получает отзывы и рекомендации у клиента. | Одинаково – техфункция | Получает отзывы и рекомендации у клиента. | В силу своей подчиненности, не может нести ответственность за недоразумения, возникающие между тренером и клиентом. | Принципиальное отличие, особенно для творческих, но неопытных в бизнесе тренеров. | Урегулирует все возникающие недоразумения и разногласия в ходе предоставления услуг. Имеет для этого необходимый опыт и инфраструктуру. | Создает комфортные условия работы для клиента и тренера. | Одинаково – техфункция | Создает комфортные условия работы для клиента и тренера. | Работает, по сути, на зарплате (% от заказа) либо оказывает разовую, дружескую услугу тренеру. | Важное отличие по распоряжению финансами. | Гонорар тренера оговаривается с ПФ. Сумма контракта с Кл устанавливается исходя из искусства продаж ПФ. | Стремится к увеличению своей оплаты или к созданию собственной тренинговой компании. Для удержания тренером в рамках, ассистент должен быть хорошим организатором, но слабым менеджером, с вытекающими проблемами. | Стабильностью продюсирования занимается сам тренер, у ПФ возможностей больше. | Стремится к укреплению бизнеса на рынке и сбалансированным отношениям с тренерами. Развитие качества менеджмента в ПФ сказывается положительно и на самой фирме и на тренерах. | Решает все организационные вопросы с клиентом по согласованию и в интересах тренера (в силу своей квалификации). | Стабильностью продюсирования занимается сам тренер, у ПФ возможностей больше. | Решает все организационные вопросы с клиентом в интересах бизнеса с учетом интересов консультанта. | |
Дополнительные права Продюсерской фирмы в отношениях с тренером:- иметь своего представителя в качестве наблюдателя в процессе тренинга, чтобы составить личное представление о стиле работы, характере и особенностях тренера, для более эффективного его продюсирования.
- иметь один экземпляр методик тренера, без права распоряжения ими без ведома и согласия тренера. Использовать их в качестве объективных материалов при разбирательстве в конфликтных ситуациях.
- тренер, все документ, переданные клиенту передает и ПФ, если это оговорено с клиентом.
Дополнительные права тренера в отношениях с Продюсерской фирмой:- ознакомиться с выводами ПФ, сделанными в отношении стиля работы тренера и его методик, с целью совершенствования собственной работы и взаимодействия с ПФ.
Комментарий Оргкомитета II-ой Конференции СПб Клуба консультантов и тренеров: интересующимся подобной проблематикой можем порекомендовать следующий материал:
Продажа идей, покупка идей, стоимость интеллектуальной собственности  Мы Вконтакте: вступайте! |  Мы в ФБ: вступайте! |  Мы в Твиттере Добавляйтесь! |
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах