В основе материала - перечень характеристик тренинга, которые на каждой стадии процесса обучения могут способствовать или препятствовать возможности использования обучаемым представленной ему информации.
Конечным результатом любого обучения является приобретение соответствующих знаний, умений и навыков. Успешность этого процесса зависит от того, насколько полно обучаемый сможет использовать представленную ему информацию. Для этого, слушатели должны:
- получить необходимую информацию (услышать),
- пропустить ее через себя – интерпретировать (сопоставить с собственными знаниями, опытом, представлениями),
- закрепить (превратить в полезное для себя знание – сделать определенные выводы),
- отрепетировать (понять, как это может работать на практике),
- применить на практике (понять, где, как и когда полученное знание можно использовать, и включить его в арсенал своих средств).
Рассмотрим, что на каждой стадии процесса обучения может способствовать или препятствовать успеху.
Способствует | Препятствует Интерес к тематике семинара-тренинга. | Непонимание, отвлечение внимания, отсутствие мотивации. | Структурирование материала. | Отсутствие взаимосвязи между различными темами и заданиями, предлагаемыми на семинаре-тренинге. | Умение говорить на языке, понятном слушателю. | Незнание аудитории (уровня подготовки слушателей); формирование разнородной группы (сильно расходится базовая подготовка и опыт слушателей). | Обратная связь (получать и давать), приветствие и привнесение в процесс творчества слушателей, поиск альтернативных решений. | Отсутствие рефлексии. Редкая обратная связь. Жесткость, отсутствие возможности поиска альтернатив. | Предоставление участникам возможности эмоциональной разрядки. | Эмоциональное напряжение (страх оценки, неуверенность в себе, усталость). | Анализ процесса (без оценки личности обучаемого). | Отсутствие промежуточного анализа, некорректная критика, негативная оценочная обратная связь. | Вовремя представленный иллюстрационный материал, демонстрации с разбором. | Отсутствие или недостаток иллюстрационного материала. | Хорошо подобранный, структурированный и доступный методический материал. | Сложный для восприятия методический и раздаточный материал. Недостаток пособий. | Супервизия и поддержка. | Отсутствие супервизии и поддержки. | |
Исходя из вышеперечисленного, помимо подготовки информативной тематической части семинара, важно умение ведущего следовать за групповым процессом, ориентироваться в текущей ситуации и гибко вносить изменения в процесс семинара-тренинга. Замечательным инструментарием, позволяющим учитывать различные аспекты процесса обучения непосредственно на семинаре-тренинге, является диалог. Использование диалога в процессе семинара-тренинга дает возможность тренеру:
- достаточно быстро исследовать потребности и возможности группы,
- давать и получать обратную связь,
- изучать теорию на базе имеющегося опыта слушателей,
- снизить уровень усталости и эмоционального напряжения
- включить поисковую активность участников.
Диалог позволяет поддерживать интерес к работе в течение всего семинара-тренинга, превращает слушателей в значимых участников процесса обучения, делает его творческим.
Работа в диалоге требует от тренера хорошей подготовки, включения интереса к опыту и видению слушателей, доверия их возможностям, спонтанности, метанавыков.
 Мы Вконтакте: вступайте! |  Мы в ФБ: вступайте! |  Мы в Твиттере Добавляйтесь! |
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах