Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Проектирование тренинга как процесса - один из путей решения проблем знаньевого обеспечения разработки тренингового продукта [доклад]


Материалы II-й Конференции СПб Клуба консультантов и тренеров "Как создать и продвигать новый тренинг или бизнес-семинар"

 Автор: Бочкарева Татьяна Викторовна,
АНО «УРБЭКС-развитие» (Москва), председатель правления, 2005 г.

Анализ материалов сайта http://www.treko.ru позволил переосмыслить выявленные авторами «трудности», «вредности» и прочие характеристики тренинговой активности с тем, чтобы выявить стоящие за ними некоторые глубинные проблемы организации тренинговой деятельности. Прежде всего, это проблемы использования, передачи и освоения необходимых для этого знаний, в том числе методических знаний для разработки тренинговых продуктов высокого качества. Относительно знаньевого аспекта и выделены нижеследующие проблемные моменты, а также обозначены возможные направления их решения.

Проблемные моменты разработки тренинговых продуктовВозможные направления решения проблем
1. Ограниченные возможности эффективного использования существующих предметных знаний при разработке тренинговых продуктов. Большинство процессов деятельности, относительно которых разрабатываются тренинговые продукты, явно выходят за рамки предметных знаний, даже в случае комплексирования последних.
Для разработки эффективных тренинговых продуктов как элементов сложноорганизованной деятельности, необходимы, как минимум, над-предметные знания методического типа.
Отсутствует системная совокупность методических знаний, обеспечивающих разработку тренинговых продуктов, в том числе применительно к бизнес-процессам.
Для «свободного плавания» в методическом пространстве тренинговой деятельности необходимо освоение знаний более общего порядка, типа методологических знаний.
3. Сложности в передаче и освоении методических и методологических знаний, необходимых для полноценной организации тренинговой деятельности, в частности, для разработки новых тренинговых продуктов.
Возможна отработка схем передачи методических и методологических знаний в общем виде, а освоение соответствующих умений и навыков осуществляется каждым разработчиком тренинговых продуктов индивидуально.
4. При разработке тренинговых продуктов характерна ориентация на апробированные методические схемы и приемы. При этом новые тренинговые продукты получаются зачастую слабо работающими, поскольку не учитывают в должной мере особенности того или иного процесса деятельности, бизнес-процесса, относительно которых они разработаны.
Создание работоспособных тренинговых продуктов, ориентированных на бизнес- процессы и процессы деятельности в целом, возможно при организации тренинговых разработок тоже процессуальным образом.

Имеющийся опыт работы нашей организации в консалтинге (в основном по вопросам стратегирования и организационного развития) - в режиме встроенного консультирования - включает в себя и использование разных интерактивных форм работы, в том числе в виде тренингов, в целях освоения участниками необходимых знаний и навыков работы. Обычно применительно к каждой конкретной ситуации используется комплекс интерактивных форм и для него осуществляется методическая разработка конкретного тренингового продукта – набора используемых методов и процедур, в их определенной последовательности, взаимном соотнесении, с возможной корректировкой по ходу работ - с учетом реального продвижения участников.

Такое гибкое использование схем организации методической работы обусловлено наличием разработанной общей технологии работ, которая может трансформироваться в соответствии с имеющейся ситуацией и конкретными локальными задачи освоения материала участниками. Данная технология включает комплекс методических разработок, обеспечивающих, прежде всего, режимы программирования и проектирования организации процессов деятельности, в т.ч. бизнес-процессов (Бочкарева Т.В. Стратегия развития муниципального образования (технологические основы программирования). М.МОНФ, 2003 г., 12.5 п.л.). Разработка тренингового продукта осуществляется как технологично организованный процесс, в наибольшей мере схожий с процессом проектирования, но не конкретного объекта, а процесса. Ниже указаны итеративные технологические шаги, которые используются в «УРБЭКС-развитие» при проектировании тренинговых процессов и их оформлении в соответствующие тренинговые продукты.

Технологические шаги проектирования тренингового процесса (разработки тренингового продукта)

Первый шагОпределение базовых процессов деятельности (бизнес процессов), на которые ориентирован тренинг.
Второй шагРеконструкция уровня и границ знаний, умений и навыков участников (по выделенным характерным группам).
Третий шагВыстраивание системы целей и задач тренинга и определение ожидаемых результатов.
Четвертый шагФормирование содержательного «каркаса» тренинга (конкретного объема знаний и соответствующих навыков и умений).
Пятый шагОтбор приемлемых методических приемов и процедур проведения тренинга применительно к его содержательному «каркасу» и их сборка (схематизация) в единый тренинг-процесс, который обеспечит выполнение поставленных задач.
Шестой шагРазбивка тренинг-процесса на отдельные этапы и определение их временных параметров (динамическая развертка тренинга).
Седьмой шагОпределение задач каждого этапа, его содержательного и методического наполнения и их развертки в тренинг-процессе на каждом этапе.
Восьмой шагОтбор базового теоретико-методического материала для обеспечения тренингового процесса и подготовка соответствующих мультимедийных презентаций (по этапам).
Девятый шагПодготовка групповых/индивидуальных заданий (упражнений на собственном материале участников) по освоению конкретных навыков и приемов.
Десятый шагОтбор примеров успешного выполнения заданий (кейсов или отдельных элементов) и/или типичных ошибок.
Одиннадцатый шагРазработка раздаточного материала.
Двенадцатый шагОформление текстовой программы тренинга.


Из обозначенных ранее четырех направлений решения проблем знаньевого обеспечения разработки тренинговых продуктов рассмотрено только последнее, основанное на конкретном опыте работ. Вопросы освоения и передачи знаний более общего уровня (типа методологических) требуют отдельного рассмотрения.


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Управление знаниями. Knowledge Management [Электронный словарь тренера и консультанта]
Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian