Анализ материалов сайта http://www.treko.ru позволил переосмыслить выявленные авторами «трудности», «вредности» и прочие характеристики тренинговой активности с тем, чтобы выявить стоящие за ними некоторые глубинные проблемы организации тренинговой деятельности. Прежде всего, это проблемы использования, передачи и освоения необходимых для этого знаний, в том числе методических знаний для разработки тренинговых продуктов высокого качества. Относительно знаньевого аспекта и выделены нижеследующие проблемные моменты, а также обозначены возможные направления их решения.
Проблемные моменты разработки тренинговых продуктов | Возможные направления решения проблем1. Ограниченные возможности эффективного использования существующих предметных знаний при разработке тренинговых продуктов. Большинство процессов деятельности, относительно которых разрабатываются тренинговые продукты, явно выходят за рамки предметных знаний, даже в случае комплексирования последних. | Для разработки эффективных тренинговых продуктов как элементов сложноорганизованной деятельности, необходимы, как минимум, над-предметные знания методического типа. | Отсутствует системная совокупность методических знаний, обеспечивающих разработку тренинговых продуктов, в том числе применительно к бизнес-процессам. | Для «свободного плавания» в методическом пространстве тренинговой деятельности необходимо освоение знаний более общего порядка, типа методологических знаний. | 3. Сложности в передаче и освоении методических и методологических знаний, необходимых для полноценной организации тренинговой деятельности, в частности, для разработки новых тренинговых продуктов. | Возможна отработка схем передачи методических и методологических знаний в общем виде, а освоение соответствующих умений и навыков осуществляется каждым разработчиком тренинговых продуктов индивидуально. | 4. При разработке тренинговых продуктов характерна ориентация на апробированные методические схемы и приемы. При этом новые тренинговые продукты получаются зачастую слабо работающими, поскольку не учитывают в должной мере особенности того или иного процесса деятельности, бизнес-процесса, относительно которых они разработаны. | Создание работоспособных тренинговых продуктов, ориентированных на бизнес- процессы и процессы деятельности в целом, возможно при организации тренинговых разработок тоже процессуальным образом. | |
Имеющийся опыт работы нашей организации в консалтинге (в основном по вопросам стратегирования и организационного развития) - в режиме
встроенного консультирования - включает в себя и использование разных
интерактивных форм работы, в том числе в виде тренингов, в целях освоения участниками необходимых знаний и навыков работы. Обычно применительно к каждой конкретной ситуации используется комплекс интерактивных форм и для него осуществляется методическая разработка конкретного тренингового продукта – набора используемых методов и процедур, в их определенной последовательности, взаимном соотнесении, с возможной корректировкой по ходу работ - с учетом реального продвижения участников.
Такое гибкое использование схем организации методической работы обусловлено наличием разработанной общей технологии работ, которая может трансформироваться в соответствии с имеющейся ситуацией и конкретными локальными задачи освоения материала участниками. Данная технология включает комплекс методических разработок, обеспечивающих, прежде всего, режимы программирования и проектирования организации процессов деятельности, в т.ч. бизнес-процессов (
Бочкарева Т.В. Стратегия развития муниципального образования (технологические основы программирования). М.МОНФ, 2003 г., 12.5 п.л.). Разработка тренингового продукта осуществляется как технологично организованный процесс, в наибольшей мере схожий с процессом проектирования, но не конкретного объекта, а процесса. Ниже указаны итеративные технологические шаги, которые используются в «УРБЭКС-развитие» при проектировании тренинговых процессов и их оформлении в соответствующие тренинговые продукты.
Технологические шаги проектирования тренингового процесса (разработки тренингового продукта) Первый шаг | Определение базовых процессов деятельности (бизнес процессов), на которые ориентирован тренинг. |
Второй шаг | Реконструкция уровня и границ знаний, умений и навыков участников (по выделенным характерным группам). |
Третий шаг | Выстраивание системы целей и задач тренинга и определение ожидаемых результатов. |
Четвертый шаг | Формирование содержательного «каркаса» тренинга (конкретного объема знаний и соответствующих навыков и умений). |
Пятый шаг | Отбор приемлемых методических приемов и процедур проведения тренинга применительно к его содержательному «каркасу» и их сборка (схематизация) в единый тренинг-процесс, который обеспечит выполнение поставленных задач. |
Шестой шаг | Разбивка тренинг-процесса на отдельные этапы и определение их временных параметров (динамическая развертка тренинга). |
Седьмой шаг | Определение задач каждого этапа, его содержательного и методического наполнения и их развертки в тренинг-процессе на каждом этапе. |
Восьмой шаг | Отбор базового теоретико-методического материала для обеспечения тренингового процесса и подготовка соответствующих мультимедийных презентаций (по этапам). |
Девятый шаг | Подготовка групповых/индивидуальных заданий (упражнений на собственном материале участников) по освоению конкретных навыков и приемов. |
Десятый шаг | Отбор примеров успешного выполнения заданий (кейсов или отдельных элементов) и/или типичных ошибок. |
Одиннадцатый шаг | Разработка раздаточного материала. |
Двенадцатый шаг | Оформление текстовой программы тренинга. |
Из обозначенных ранее четырех направлений решения проблем знаньевого обеспечения разработки тренинговых продуктов рассмотрено только последнее, основанное на конкретном опыте работ. Вопросы освоения и передачи знаний более общего уровня (типа методологических) требуют отдельного рассмотрения.
 Мы Вконтакте: вступайте! |  Мы в ФБ: вступайте! |  Мы в Твиттере Добавляйтесь! |
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах