Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Санкт-Петербургский Клуб консультантов и тренеров (опыт двух лет работы)

 Автор: Соколов А. Б.,
Санкт-Петербургский Клуб консультантов и тренеров, 2004 г.

В течение нескольких лет в Северо-Западном отделении Государственного информационно-аналитического агентства РФ РИА "Новости" (под руководством Дмитрия Игоревича Карпушина) собирался клуб экспертов – для обсуждения таких масштабных вопросов, как инвестиционная привлекательность региона, результаты проходящих политических выборов и т.п. Поскольку Автор данной статьи вел в журнале «The Chief» рубрику, посвященную консалтингу и тренингам, была достигнута договоренность о совместном проведении ряда встреч бизнес-тренеров и консультантов Санкт-Петербурга. Периодичность подобных встреч оказалась существенно выше периодичности заседаний вышеупомянутого клуба экспертов, что, вероятно, характеризует быстрый рост рынка бизнес-тренингов, семинаров и консультаций…

1. История возникновения Клуба.

Интересно мнение Е.Е. Михайловой, Зам. ген. директора ЗАО «Мобильные выставочные технологии», постоянного участника встреч Клуба: «Существуют объективные законы развития рынка, поэтому невозможно скачком преодолеть все проблемы и перейти к стабильному рынку, когда продавец и потребитель тренинговых и консалтинговых услуг начнут говорить на общем языке и в рамках одной ценовой политики. Конечно, хотелось бы ускорить процесс стабилизации. Мне кажется, что для этого требуется два параллельных движения.

Движение 1 - внутренняя стабилизация, неформальное (в дальнейшем, возможно, формализованное) объединение фирм, работающих на этом рынке, создание единой терминологии, согласование ценовой политики, "отсекание" и вытеснение с рынка проектов, не имеющих прямого отношения к обучению, консалтингу, тренингам. Насколько я понимаю, на это и направлена деятельность Клуба.

Движение 2 - внешнее позиционирование, реклама и информация, объяснение потенциальным потребителям сути услуг, критериев оценки качества, политики ценообразования. Наиболее эффективными способами такого продвижения являются распространение "твердых копий", обучающие публикации в СМИ, бесплатные открытые семинары и круглые столы, участие в выставках».


Через несколько встреч к питерским специалистам стали присоединяться их коллеги из других городов СНГ (Москвы, Минска, Тулы, Ростова-на-Дону и т.д.).

2. Возможная классификация различных профессиональных клубов России.

Пообщавшись на «клубные» темы более чем с 60-ю тренерами-консультантами из 6 городов СНГ, а также посетив встречи нескольких профессиональных клубов Санкт-Петербурга и Москвы, Автор увидел следующие формы их существования, которые сведены в Таблицу 1:

Таблица 1

Форма существования Клуба
Коммерческий интерес Научный интерес
Трудоемкость организации и поддержания
Клуб, как постоянно действующая очная конференция сторонников определенной школы
Средний Полезен как повышение квалификацииСредняя
Клуб, как способ поиска Клиентов, рекламодателей, подрядчиков (в частном случае – Клуб, как способ получения заказов Президентом клуба)
Средний Ограничен Средняя
Клуб, как один из способов финансирования его Организаторов (например, с помощью членских взносов и торговли сертификатами) Средний Очень ограничен Средняя
Клуб, как некая корпоративная организация, лоббирующая профессиональные интересы (расценки на работы, корпоративные стандарты на работы и т.п.)Может иметь различные формы Ограничен Выше средней
Клуб, как место совместного отдыха, развлеченияНизкий Отсутствует Низкая
Клуб, как коллективная психотерапия его участниковНизкийОтсутствуетНизкая
Клуб, как школа начинающих специалистов
СреднийПолезен как повышение квалификацииСредняя
Клуб, организованный «назло» другому клубу, несколькими «изгнанниками»Низкий
ОтсутствуетНизкая

И т.д.

Естественно, встречаются и комбинации перечисленных вариантов.

Стоит добавить, что значительная часть Клубов, учреждаемых порой под громкими вывесками («Первый Петербургский Профессиональный Клуб коучей-гамбургерологов»), прекращали свое существование после двух-трех заседаний - по вполне понятным причинам.

Считая, что на рынке так или иначе должны быть представлены различные клубы, и, более того, какая-либо монополия здесь вредна, Автор обзора в то же время полагает, что при организации профессионального Клуба консультантов-тренеров необходимо руководствоваться следующим принципом: участники Клуба должны ежеквартально, а лучше ежемесячно доказывать свое право на участие в заседаниях, демонстрируя свой профессиональный уровень.

В противном случае Клуб может повторить историю Московского союза композиторов, где в секции критиков в 4 раза больше членов, чем в секции композиторов…

Соответственно, в работе Клуба используются те средства, которые работают на названный принцип; любые затеи, которые идут в разрез с ним, считаются нежелательными. К используемым средствам поддержания профессионального тонуса участников можно отнести следующее:


  1. принципиально непостоянный список участников (например, на 10-м заседании Клуба присутствовало всего 4 участника 1-го заседания – из двадцати человек). На каждое заседание Клуба его члены приглашаются персонально;


  2. регулярные выступления участников с докладами по тематике Клуба (правило: в течение сезона каждый участник должен сделать хотя бы одно сообщение);


  3. участие в интерактивных обсуждениях, которые открыто проводятся на крупнейшем в СНГ и Балтии интернет-форуме по решению бизнес-задач и позволяют членам Клуба и их потенциальным Клиентам оценить друг друга;

  4. высокая должность, звание; замена собственного доклада денежным взносом; профессиональный стаж и т.п. не являются определяющими критериями для участия в работе Клуба.
В работе Клуба могут принять участие как представители тренингово-консалтинговых фирм, так и независимые тренеры-консультанты.

3. Положительные моменты из опыта работы Клуба

Клуб существует порядка 2-х лет и число желающих принять участие в заседаниях только увеличивается, как за счет петербургских специалистов, так и за счет гостей из других регионов; при этом побывавшие на заседании Клуба активно «просятся» на последующие заседания;

Редакции нескольких журналов бесплатно предоставляют участникам Клуба свои издания. Неоднократно на встречах их участникам вручались в качестве подарков книги и электронные книги по тематике Клуба.

По результатам заседаний Клуба регулярно выходят печатные публикации («The Chief»; «Персонал-Микс»; «Предприниматель Петербурга»).

От ряда выставочных объединений регулярно поступают предложения о проведении участниками Клуба семинарских программ в рамках выставок.

Организаторам удается поддерживать более-менее стабильное качество заседаний. Это достигается в том числе за счет:

  1. предварительного отбора и работы с Докладчиками: доклады проводятся только по схеме: «заблаговременное предоставление письменных тезисов – корректировка - собственно доклад - обсуждение Доклада». Учитывая, что стандартная длительность доклада – 15-20 минут, как правило, Докладчику рекомендуется опустить вводную часть и быть максимально конкретным; рассмотреть несколько «сквозных» бизнес-задач и т.п. Желательными моментами являются новизна сообщаемой Докладчиком информации; ее практическая ценность для слушателей; наличие конкретных бизнес-задач из практики Докладчика. В данном случае важно не просто рассказать «как бывает в бизнесе», а продемонстрировать подходы к решению бизнес-задач, неочевидные собравшимся. При этом Организаторы позволяют себе не верить разговорам о «секретных ноу-хау, передаваемых только на платной консультации» - ибо как правило за такими заявлениями скрывается отсутствие каких бы то ни было ноу-хау; и на заседании, после нескольких профессиональных вопросов, это мгновенно становится ясно собравшимся;

  2. приглашения на заседание специалистов из самых разных областей, связанных с консультационной деятельностью (реклама и PR; выставочный бизнес; оценка интеллектуальной собственности; речевые технологии, IT и т.п.);

  3. четкого модерирования дискуссии с целью не позволять теме «плавать» (как это традиционно происходит на иных «круглых столах»: при попустительстве ведущего участники могут уходить очень далеко от заявленной темы);

  4. принципиального отсутствия в программе встреч каких-либо развлекательных элементов.
В новый сезон 2004-2005 годов предполагается - на основе предложений тренеров и консультантов – детально обсудить следующие темы:
  1. Как сделать новый качественный тренинг?

  2. Как сделать новый качественный консалтинговый продукт?

  3. Оформление и защита интеллектуальной собственности в тренинговых и консалтинговых фирмах;

  4. PR и реклама тренинговых и консалтинговых продуктов (как собственно услуг, так и сопутствующих товаров);

  5. Вопросы взаимоотношения Заказчика и Исполнителя в консалтинговом и тренинговом бизнесе;

  6. Технологии креатива: мифы, ошибки и реальные возможности;

  7. Эффекты после обучения и/или консультации: плюсы и минусы...

  8. Повышение квалификации тренеров и консультантов: вопросы, проблемы, предложения;

  9. Сопротивление изменениям в организациях.

  10. Проф-вредности в работе тренера и консультанта и преодоление их.
4. Отрицательные моменты из опыта работы Клуба.

К проявившимся недостаткам следует отнести следующее:

  • Несмотря на все предпринимаемые меры, на лицо большой разброс в профессиональном уровне участников. Вероятно, это отражает существующую ситуацию на тренинговом рынке России.

    (См. - для примера - публикации Участников II-й Конференции Санкт-Петербургского Клуба консультантов и
    тренеров: "Как создать и продвигать новый тренинг или бизнес-семинар".)

    Е.Е. Михайлова о ситуации на рынке: «В настоящее время тренингово-консалтинговый рынок в Санкт-Петрубрге находится в стадии развития и еще очень далек от стабильности. Поэтому предлагаемые услуги в этой области очень различны как по смыслу, так и по качеству. Более того, как рынок в целом, так и отдельные услуги недостаточно позиционированы. Соответственно, потенциальному потребителю сложно не только оценить качество, но даже выбрать необходимую услугу: обучение, семинар, тренинг, консультации. В большой степени это происходит по причине низкой квалификации самих консультантов и тренеров (конечно, не всех) и их желания заработать сиюминутно на чем угодно. Некоторые предлагают потенциальному клиенту любые виды услуг от полномасштабного обучения до личностного тренинга (и коучинга), причем по любой тематике. Но очевидно, что фирма, где один ведущий тренер-консультант-психолог читает 20 семинаров по всем тематикам от снятия стрессов до эффективного менеджмента корпорации, не вызывает доверия потребителей. Невозможно отрицать значимость психологии в общении, но психологическая подготовка - это одно, а бизнес-знания и методики - другое. Кроме этого, существует тенденция превращения иных тренингов и семинаров в некий вид корпоративного отдыха. Корпоративный отдых действительно способствует снятию стрессов и улучшению взаимодействия команды, но это - отдельный вид бизнеса, его смешение с тренингами, консалтингом и обучением только увеличивает путаницу на рынке, непонимание и недоверие потенциальных потребителей».

    Продолжим перечень отрицательных моментов:

  • Учитывая возрастающую популярность Клуба, попасть на заседание становится непросто;

  • Организаторы Клуба приветствуют появление на рынке различных курсов по повышению квалификации для начинающих, но против их появления на платформе данного Клуба – поэтому устанавливают «на входе» некие профессиональные фильтры. И кому-то требования Организаторов могут показаться чересчур жесткими.

    В качестве иллюстрации приведем высказывание известного московского бизнес-консультанта: «Консультант, который начинает публиковаться, как консультант заканчивается». По мнению Организаторов Клуба, данные реплики верны – для низкоквалифицированной части рынка. Эта часть рынка Организаторам Санкт-Петербургского Клуба консультантов и тренеров не интересна.


    6. Партнеры клуба

    К Партнерам Клуба можно отнести:
    • Государственное информационно-аналитическое агентство РФ РИА "Новости" - Отделение по Северо-Западному федеральному округу (рук. Д.И. Карпушин);

    • Крупнейший интернет-форум СНГ и Балтии по решению бизнес-задач   http://www.triz-ri.ru/forum (рук. С.В. Сычев);

    • Крупнейшее электронное издание по методикам решения бизнес-задач NEWS@TRIZ-RI.RU (рук. О.И. Дейнега);

    • Консалтинговую фирму «ТРИЗ-ШАНС» (рук. И.Л. Викентьев);

    • Компанию Begin Group.


    Мы Вконтакте:
    вступайте!

    Мы в ФБ:
    вступайте!

    Мы в Твиттере
    Добавляйтесь!
    Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

  • Публикации на аналогичную тему:

    Методические статьи
    Статьи и дискуссии
    Полезные бизнес-цитаты
    Коллекции
    На главную
    Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
    Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.
    Редактор TreKo.RU Александр Соколов

    English
    Deutsch
    Russian