1) Кого можно отнести к Мастерам тренинга в России?
Я бы отнес Сергея Макшанова из Института Тренинга, Елену Сидоренко и Михаила Смирнова. Еще Николая Рысева. Это те, кто легко вспоминаются. О них масса положительных отзывов.
2) Чем Мастер отличается от просто профи?
Мой учитель, профессор Владимир Александрович Ганзен, говорил: существует 3 уровня профессионализма:
1-й – уровень ремесленника. Он знает технологию и умеет ею пользоваться.
2-й - уровень мастера - он знает не только технологию, но и тонкости, нюансы. Эти вещи нельзя получить через обучение, а можно приобрести только с опытом. Надо уметь анализировать свою работу на хорошем уровне рефлексии. Таких уже гораздо меньше.
3-й - уровень Мудреца. Мудрец свободен и наслаждается. Как птица в полете. У него нет технологических ограничений. Спектр приемов велик - идет импровизация. И он не боится экспериментировать. Он ищет новое, дерзает.
Любой тренинг неповторим - потому что зависит от состава группы. Но у этих людей он вдвойне непредсказуем. Никогда не знаешь, что от них ждать.
Чтобы достичь такого уровня, нужно лет 10. После этого приходит настоящее понимание. Это уже философия работы.
Да, чтобы и ремесленником стать - нужно время. Нужно провести не менее десяти групп.
Есть еще 0-й уровень - начинающие. У них нет стабильности результата.
Профи дает стабильный результат, всегда "не хуже чем"...
Кинорежиссера Андрона Кончаловского поразило отличие западных актеров от наших. Их актеры не всегда взлетают, но они никогда не проваливаются. Т.е. там существует средний стабильный гарантированный уровень результата. У нас - пока нет.
Могут быть и индивидуальные противопоказания. Тренинг - это коммуникация. Не каждый сможет. Представьте себе человека резко авторитарного - сможет ли он нормально работать с группой?
Есть личностные противопоказания. И есть уровень подготовки.
Еще отличие: Мастер может находиться вне профессиональной этики. Есть мастера-манипуляторы… Мудрец - нет.
3) Что повлияло на мое профессиональное становление?
Книги. Берн – еще в рукописных самиздатовских копиях.
Как ни странно, Предраг Мицич, "Как провести деловое совещание".
Немцы: Шульц фон Тун. Его книга на немецком языке (у нас не издавалась): "Дифференциальная психология коммуникаций".
4) Как стать Мастером? Ничего сложного. Практика и рефлексия. Посещать воркшопы. Смотреть на занятия глазами слушателя.
Участники тренинга сами учат тренеров. Любая группа - это всегда открытие. Особенно если группа креативная.
Важна рефлексия - замечать и - главное! - не забыть. Записать. Забыть очень легко.
5) Что мешает стать Мастером?
Человек должен развиваться. На это нужно время. Не у всех это время есть. Если человек встает на поток и начинает тупо тиражировать программу - он не накапливает новые приемы, идеи.
Для хорошего 5-дневного тренинга нужен запас идей и приемов дней на 20. Но его нужно накопить.
Что еще добавить? Чрезвычайно сложный вопрос об эффективности тренинга. Есть разные методики, есть Кирпатрик - но это слабо. Как измерить эффективность? Как отделить то, что зависит от тренинга, от внешних факторов?
И еще один важный вопрос: а нужен ли тренинг? Вот есть у меня 2 кг аспирина, и я всем его предлагаю. Аспирин - классная штука. Но всем ли он нужен?
Тренинг - это лекарство от чего? Может, тренинг и не нужен. А может и вреден. Тут нужен диагност. А их нет.
Это еще и вопрос мастерства. Если у тренинговой фирмы репертуар узкий - есть у них всего 3 программы тренинга - то о какой диагностике может идти речь, зачем она фирме нужна?
Вернуться к оглавлению  Мы Вконтакте: вступайте! |  Мы в ФБ: вступайте! |  Мы в Твиттере Добавляйтесь! |
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах