Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Выступление на "круглом столе" о мастерстве бизнес-тренера и консультанта


Заседание СПб Клуба консультантов и тренеров 22.09.2005 г.

 Автор: Викентьев И. Л.,
директор консалтинговой фирмы «ТРИЗ-ШАНС»
Сайт: http://www.triz-chance.ru/vikent.html

Так сложилось, что я хорошо знаю изнутри:

- ТРИЗ-сообщество;
- рынок обучения маркетингу – рекламе – PR;
- а также имею представление о рынке тренинга и консалтинга (несколько сотен тренеров и консультантов прошли у нас обучение).

С представителями этих отраслей мне приходилось в той или иной степени контактировать в самых разных городах СНГ и Балтии. Что характерно и что постоянно меня удивляет? Отрасли разные, города разные, специалисты гарантированно друг друга не знают, но... совершают одинаковые или схожие действия, даже некоторые фразы совпадают! Например, практически совпадают фразы о сверх-возможностях своего направления...

Моё объяснение этому феномену заключается в следующем:

Все три направления:

  • достаточно молоды для стран б. СССР и в них еще мало проверенных временем традиций, школ;
  • ориентированы скорее на интеллектуальные услуги, знания, чем на товары;
  • в своем развитии имеют ряд общих закономерностей.
В моем сообщении я постараюсь использовать подход, в свое время предложенный Гарри Ансоффом в «Диаграмме рынок / продукт», а также сходные подходы, развиваемые специалистом по ТРИЗ Борисом Злотиным: анализ фирмы с помощью наложения нескольких S-образных кривых: рынка, фирмы и продукта.

Вводный тезис. Гамма номинаций для Мастеров.

Представляется, что только при зарождении нового направления Мастер совмещает в одном лице все профессии, которые позже появятся в данной отрасли. По мере развития направления, профессии «слоятся», дифференцируются. Думаю, что сейчас уже можно говорить о нескольких номинациях Мастера в области тренинга, консалтинга.

Первая номинация: Мастер-организатор, например, как создатель отечественной сети тренинговых и/или консалтинговых фирм.

Насколько понимаю, такой крупной сети в стране еще нет. Очевидно, ее создание – задача более сложная, чем развертывание сети пирожковых... С другой стороны, существуют явные аналоги:
  • у некоторых отечественных ВУЗов есть сети филиалов;
  • крупные зарубежные консалтинговые фирмы имеют филиалы во многих странах мира;
  • так или иначе работали и работают творческие союзы, распространенные по городам СНГ;
  • у компьютерных фирм есть многочисленные дилеры, проводящие семинары и обучение;
  • есть интересный опыт Open University (Великобритания) и PBS TV (CША).
Человек, который создаст первую крупную отечественную тренинговую сеть, работающую не «на откатах», наверно, достоин называться Мастером-организатором.

Другая номинация: Мастер-исполнитель, популяризатор.

Уже несколько десятилетий многие интеллигентные люди помнят физику по книгам Я.И. Перельмана, а не по учебникам А.В. Пёрышкина... Насколько знаю из литературы, а также из личного общения с физиками, при планировании новых экспериментов они пользуются аналогиями, простейшими графиками, т.е. теми интуитивно понятными метафорами, которых так много у Я.И. Перельмана, а не уныло-скучными формулами, которых так много у А.В. Пёрышкина... (А. Эйнштейну приписывается фраза: "Ни один ученый не мыслит формулами".) Замечу: Я.И. Перельман законов физики не открывал! Он их роскошно устно и письменно доносил до широких масс. Популяризировал.
Конечно, можно говорить не только о мастерском написании популярных книг, но и об артистичном исполнении устных лекций, о выпуске видео-курсов, систем дистанционного обучения и т.п.

Следующая номинация – Мастер-разработчик.

Здесь, на мой взгляд, можно выделить гроссмейстерский уровень разработчика ТРИЗ-РТВ-ЖСТЛ Г.С. Альтшуллера. Объем выступления не позволяет кратко описать это направление, хотя меня часто просят «рассказать ТРИЗ за 10 минут»…. Интересующихся просто адресую к официальному сайту: http://www.altshuller.ru

По мере развития рынка число «мастерских номинаций» должно увеличиваться. Например, они могут возникать «на стыках»: разработка – организация сети; разработка – популяризация.

При этом разные номинации не сводимы одна к другой... Скажем, как можно сравнивать Мастера-организатора сети и Мастера-разработчика? Критерии мастерства будут разными.

ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ АНАЛИЗА

В этой части хочу рассказать об устойчиво повторяющихся в различных сообществах эффектах. При этом буду пользоваться терминами, принятыми при анализе с помощью S-образной кривой (кривой жизненного цикла) и кратко обрисую ситуацию на 1-м и 2-м ее этапах. Если эти термины Вам незнакомы, то готов дать ссылки на источники, просто пришлите Ваш запрос по адресу нашей фирмы.

Упрощая, можно сказать, что при анализе некоторой отрасли очень часто путают этапы зарождения профессии и становления рынка. А на этих этапах действуют различные закономерности.

Линия-1. Устойчивые мифы

В начале назову ряд устойчивых мифов, возникающих «на старте» новой отрасли, чтобы потом к ним не возвращаться.

Таблица 1

Типовые мифы, убеждения и действияКраткий комментарий
Всё зависит от человека! ... И от его окружения и от стадии рынка тоже
Все ресурсы у человека уже есть в наличии... ... Это типовая ошибка коллег, кто ни разу в жизни не решал сложных бизнес-задач
Сверх-реклама, сверх-обещания и по ассортименту, и по эффективности. Декларации: "Нет ничего лучше N!" Увы, это классическая ошибка «на старте»
Все люди абсолютно разные! Утверждение базируется или на бездумном повторении, или на малой статистике. Криминалисты знают: преступники очень стараются, но "почерк" одинаковый...
«Поиск одной таблетки от всех болезней» Аналогично – типовая ошибка
Попытка продать свою «девичью» профессию без повышения бизнес-квалификации Аналогично
Подмена профессиональных и проверяемых критериев лично-выгодными, либо случайными, например, эмоциональными. В том числе – ориентация на первое яркое впечатление от личности, книги. Аналогично
Спишем либо перескажем чужие разработки и этого (в эпоху Internet) никто не заметит! Аналогично. Cм. материал о добросовестном цитировании
Мастером не стать – им надо родиться и т.п. Аналогично
Знания не отчуждаются от наших уникальнейших (пусть и капризных) Специалистов – так «высоко парить» могут только они одни...Аналогично
Отсутствие технологии. Вместо нее – вечный поиск "хороших сотрудников"... Аналогично
Неумение различать разработки различных качественных уровней. Уровни задач по классификации Г.С. Альтшуллера


Более подробно этот материал раскрыт здесь:
Линия-2. Рынок и Конкуренция.

При зарождении нового Дела, как правило, рынка и конкуренции как таковых нет.

Пример. Когда-то в издательский дом «Коммерсант» пришла молодая Дарья Цивина. Ей предложили стать ресторанным критиком, тогда это было что-то экзотическое... Сейчас она – ведущий либо один из ведущих ресторанных критиков страны. Обратите внимание: рынок ресторанных критиков был пуст и нужно было просто общаться с владельцами ресторанов, читать литературу и писать репортажи о посещении ресторанов. Ничего непостижимого в этом нет, с этой работой могли справиться десятки выпускников журфака (надо только трудиться и не делать крупных ошибок). Но Дарья была первой.

Аналогичная история у музыкального критика Артемия Троицкого.

Можем ли мы говорить, что Дарья Цивина – Мастер? В моем понимании, она уважаемый специалист, крепкий профессионал, но не Мастер. Если бы сейчас она стала писать, скажем, о бизнес-тренингах и опять стала бы ведущим обозревателем страны в этой области, то это уже нельзя было бы назвать простой случайностью… Аналогично: Этель Лилиан Войнич написала романтический «Овод» и он «выстрелил». Но этот успех она повторить не смогла. Александр Масляков не придумал, но десятилетиями удачно воспроизводит КВН (один из авторов идеи - Александр Аксельрод). А покойный Владимир Ворошилов смог создать «с нуля» несколько телевизионных проектов, самый масштабный из которых «Что? Где? Когда?»

Рынку в целом совершенно безразлично, кто станет Специалистом или Мастером. Какая разница, кто занял нишу ведущего ресторанного критика – Дарья Цивина или Жорж Петров? Упрощая: есть свободное место и оно должно быть заполнено! Не написал бы Уильям Джеймс в конце XIX века «Принципы психологии» - через некоторое время нечто подобное сделали бы другие.

На 2-м этапе возникает эффект, который иногда в литературе называют «эффектом Игоря Сикорского». Масса любителей занимались вертолётами, но именно Игорь Сикорский создал американскую вертолётную промышленность, как систему. Российский аналог в области космонавтики – С.П. Королёв. Аналог в области тренинговой индустрии, наверное, Курт Левин. В области театральной педагогики – К.С. Станиславский.

Линия-3. Продвигаемый продукт.

Помню недоумение, возникшее в педагогической среде, когда в центральной прессе и по центральному телевидению стали «раскручиваться» педагоги-новаторы: Ш.А. Амонашвили, Н. А. Зайцев, А.А. Захаренко, Е.И. Ильин, С.И. Лысенкова, Б.П. Никитин, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др.

Причин для недоумения было несколько:
  • многие педагоги-новаторы пересказывали вещи, хорошо известные в области психологии, педагогики и научной организации труда с начала XX-го века;

  • ряд «находок» опытные учителя (которых - к их обиде - не показывали по ТВ) давно практиковали и без педагогов-новаторов;

  • некоторые «новаторства» были откровенно странными. Так, например, один из педагогов (фамилию умолчу) вместе с детьми начальной школы ежегодно ходил к памятному месту и там... планово плакал. Говорить о каком-то использовании подобного передового опыта в массовой школе – не реально.
И здесь возникает эффект, который позже проявляется на 2-м этапе и который я называю «Ого-го: мы тоже можем!». Он заключается в следующем. Знакомясь с подобными находками «новаторов», усиленно рекомендуемых в центральной прессе, человек думает: «А чем я хуже? Вот если будет Конференция по педагогике, то я по этой теме ого-го какой доклад сделаю». Но! На мой взгляд, путь к Мастерству – это когда доклад и книга уже сделаны, так как через несколько лет – при переходе на 2-ой этап - все простые темы будут уже расхватаны.

Так, я не допускаю на маркетинговую конференцию докладчиков, собирающихся в 2005 году рассказать людям, которые занимаются национальными и региональными брендами, что, цитирую: «Бренд это очень важно!». При этом у докладчика отсутствуют какие-либо собственные примеры и методические наработки, есть только: «Бренд – это очень важно!»... Пять лет назад это было свежо и являлось штатной темой. Сейчас – уже нет. Сейчас на «Яндексе» – 18500 запросов в месяц по слову «бренд».

Но поскольку желание показать/доказать кому-то «Ого-го» остаётся, у специалиста может включиться одна из пяти-шести основных анти-стратегий, увы, обратных Мастерству.

Первая: выдумывание «из головы». Выдуманные «из головы» и не основанные на опыте советы отвергаются практикой. Особенно, если автор – не имея промежуточных работ на конкретные темы - пытается рассуждать на весьма общие темы методологии, культурологии, философии...

Вторая крайность: мелкотемье, явно второстепенные темы.

Третья: редукция к простейшим формам. Многие годы наша фирма специализируется на технологиях креатива. Скупаем книги по этой тематике центнерами (здесь «центнер» не фигура речи: те, кто бывал у нас в офисе, могут подтвердить – это единица измерения массы). Могу Вам сказать, что сотни книг, написанных на эту тему на разных языках, часто начинаются с подробнейшего описания процессов восприятия, запоминания. При этом автор намекает читателю, что в начале нужно научиться запоминать россыпь случайных предметов, случайные числа, научиться быстро-быстро зачеркивать квадратики, искать выход из лабиринта, вставлять пропущенные числа, повысить скорость чтения и т.д. А вот уже потом – во втором томе или на платном семинаре автора – будет «Ого-го!»

Проверено многократно: «Ого-го» не будет.

Причина? Главный секрет большинства авторов книг по креативу: за душой нет ни одной (!) решенной серьёзной творческой задачи. И поэтому они занимаются пересказом глав учебников по психологии восприятия... Серьезные задачи в инженерном деле, бизнесе, политике порой «простаивают» месяцами, годами и даже десятилетиями, и если кто-то прочтет их условие на пару секунд быстрее, ничто во Вселенной не шелохнется...

Другой пример «скатывания к примитиву», только что прочитал в «Итогах»:

«— Иные Ваши бывшие подопечные достигли степеней известных. Комиссаров, например, в Думе заседает.

— Люблю Валерку, хотя сегодня мы на принципиально разных платформах. Не политических, а эстетических, Комиссаров не терялся даже на фоне бесконечно одаренных Парфенова и Диброва, он один из наиболее талантливых журналистов АТВ, его сюжеты для «Пресс-клуба» до сих пор помнят зрители. Потом Валера стал делать свои программы - невероятно красивые, но не находившие отклика у аудитории. Передачи закрывали, Комиссаров жутко переживал и говорил: «Клянусь, научусь делать рейтинговые шоу!» И слово сдержал. [...] Валера создал отвратительный жанр, пользующийся бешеным спросом и все дальше распространяющийся по экранам. Даже многие ток-шоу Первого канала - производные «Моей семьи».

Ванденко А., АТВетная любовь (интервью с К.А. Прошутинской), журнал "Итоги", 2005 г., N 37, с. 85.

Четвертая стратегия анти-мастерства: переименование достижений других лиц и выдавание их за свои собственные результаты. Плагиат.

Без комментариев...

Пятая. «Игра в гениальность». Вместо серьезной работы – изображение «непризнанного гения» - всклокоченные волосы, рассеянный взгляд, произнесение «загадочных фраз» (типа «сколько будет 2 запаха яблок плюс два запаха яблок?...»), нарочитая странность в поведении и т.п. имитация «творческой личности» - без реальных достижений. В ряде случаев – шаманство. При отсутствии эталонов для сравнения и неком личном обаянии может иметь локальный успех у добрых регионалов.

Продолжим дальше о продуктах. В биологии известен эффект «импринтинга» - запечатления первого предмета. Вы помните опыт Конрада Лоренца, когда через несколько часов после рождения утята следовали за шариком, ботинком, самим Конрадом Лоренцом, а не за мамой-уткой?... Так вот, на первом этапе люди часто путают первую внимательно прочитанную книжку, интересного оратора – с оптимальной методикой.

В чём здесь дело?

На мой взгляд, специалист-профессионал должен владеть несколькими моделями (а не одной) решения одной и той же задачи и в зависимости от ситуации выбирать оптимальную. А не ту единственную, которую он знает. Есть сотни людей, которые, потеряв остроумие, во всех случаях рекомендуют:
  • типологию Юнга
  • типологию Эрнста Кречмера
  • соционику
  • гештальт
  • НЛП
  • фен-шуй («Переведем всю ША в ЦИ!»)
  • и т.п.
Не оценивая этих научных направлений, утверждаю: «поиск одной таблетки от всех болезней», «застревание» на первой понятной/усвоенной модели = непрофессионализм. По этому поводу еще Исаак Ньютон критиковал Роберта Гука... А Жорж Бюффон предлагал естествоиспытателям в своих трудах писать о своих ошибках. А Н.И. Пирогов первым стал публиковать отчеты о своих неудачных хирургических операциях... Зигмунд Фрейд называл один из секретов открытости ума Чарльза Дарвина «дарвиновским золотым правилом». Вот что он писал: «Бесспорным является тот факт, что неприятные впечатления легко забываются... Великий Дарвин был так этим впечатлен, что завел себе «золотое правило» — с осо­бым вниманием записывать те наблюдения, которые проти­воречат его теории, поскольку был убежден, что именно эту информацию он забудет быстрее всего». Это помогало расти над собой.

В начале пути можно сделать неплохие разработки просто при наличии силы воли и времени… Например, до последнего времени в г. Москве издавалось до 5 журналов, посвященных только выставкам. Также о выставках периодически пишут еще несколько десятков изданий. В Москве, кроме летнего времени, ежедневно проводятся крупные выставки, часто и не одна. Если бы некий сотрудник редакции ежедневно ездил на выставки, до обеда на одну выставку, вместо обеда – на другую, после обеда – на третью, и ежедневно анализировал:
  • почему у некоторых 2-х этажных стендов нет посетителей?
  • почему на некоторых крохотных стендах постоянно клубится народ?
  • какие недорогие фирменные сувениры сейчас пользуются вниманием посетителей?
  • какие фирменные сувениры сейчас пользуются вниманием у Специалистов той или иной отрасли?
- то через пару месяцев у него реально получилась бы серия небанальных статей, полезных десяткам тысяч заинтересованных читателей; а в конце года – дельный учебник по выставочному делу. Обратите внимание: никаких сверх-усилий прилагать не надо, нужно просто ежедневно пахать...

Линия-4. Бренд.

В середине 90-х годов мы скупили газеты города и проанализировали объявления, в которых анонсировались различные курсы и семинары по рекламе. После чего по моей инициативе на журфаке СПбГУ собрали представителей порядка 30 фирм. В это время у меня уже была издана первая книга по рекламе тиражом 25000 экз., но тут оказалось, что:
  • почти у всех 30 фирм, цитирую близко к тексту: «уникальные, потрясающие, единственные разработки в области рекламы»;
  • именно эти фирмы были первыми в городе, кто стал читать курс рекламы;
  • в каждой фирме проводятся интереснейшие, глубочайшие и, что самое главное, всегда набираемые семинары по рекламе и т.п.
Как водится, ни одного примера приведено не было, ни одной методички – даже статьи – не было продемонстрировано. Людей впервые собрали вместе и, завидев друг друга, они стали хвастаться, как дети в песочнице. На сегодняшний день, насколько знаю, ни одна из приглашенных тогда фирм уже не существует на рынке маркетинга-рекламы-PR. Двое из присутствующих тогда людей перешли на работу в ВУЗ...

Сожалею, что не вел видеозаписи и не сохранил аудиозаписи той встречи. Сейчас это был бы доходчивый пример для начинающих тренеров и консультантов на тему: «С чего точно не стоит начинать работу в интеллектуальной профессии».

Линия-5. Лидеры.

На первом этапе Лидером может быть сам создатель дисциплины. Яркие примеры – К.С. Станиславский, Г.С. Альтшуллер.

На первом этапе может возникнуть и Лидер-штрих: славный человек, который волею судеб съездил за границу и привез именитого лектора либо перевел его книгу... Или адаптировал психотерапевтические методики для бизнеса. Важный момент: Лидеры-штрих появляются не на системообразующих – как у К.С. Станиславского или Г.С. Альтшуллера - а на «боковых» направлениях. Как правило, Лидеры-штрих не в состоянии удержать рынок, когда начинается развитие бизнеса на 2-ом этапе. Есть очень высокая вероятность, что на 2-м этапе произойдет смена Лидеров, когда в отрасль придут нормальные профи.

Хочу специально проакцентировать: смена Лидера-штрих происходит не в силу таинственного заговора врагов, а в силу рыночных механизмов. Или как говорили в старину: «в силу естественного хода вещей».

Приведу иллюстрацию. Сейчас в прессе появились многие публикации о методах продвижения услуг. Пролистав очередное многословие и не будучи удовлетворенным, я попросил Георгия выкроить время среди утренних звонков, писем, факсов и, воспользовавшись нашей программой «EXPO: 1001 Рекламоноситель», подготовить статью. Статья была размещена на нашем сайте под названием: «30 способов продвижения тренинговых и консалтинговых услуг». Материал был написан утром за 1.5 часа. Интересно: кто и когда сделает книгу, перекрывающую эту небольшую статью, которую ежедневно читают десятки посетителей сайта?..

Линия-6. Популярность

«На старте» все Специалисты равны. На 2-м этапе фактическая ситуация уже иная, т.к. Заказчики, Редакции, Оргкомитеты конференций и выставок, выбирают Специалистов, дающих стабильный результат, на которых можно положиться. Капризные и самопровозглашенные «гении» рынку не нужны…

Линия-7. Профессиональные критерии

На 2-м этапе возникает, как правило, не один, а уже несколько писанных либо неписанных профессиональных критериев.

Например, недавно широкие массы российских читателей с воодушевлением восприняли книгу: Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале «Бизнес в стиле фанк», в которой постоянно подчеркивается, что «капитал пляшет под дудку таланта». Да, это красивое произведение в жанре эмоционального манифеста. Теперь контрольный профессиональный вопрос N 1 к собравшимся: сколько собственных креативных решений приводят в своей книге шведские профессора?..

- Нуль?..

При этом никакие доводы об особой секретности – при действительно большом портфеле заказов – приняты быть не могут.

Профессиональный вопрос N 2: «Сколько в книге дано работоспособных методик креатива?»

* * *

В то, что я сейчас скажу, кто-то из присутствующих, скорее всего, не поверит, так как это неприятно... Если человек длительно работает в некой интеллектуальной сфере и не имеет пусть небольших, но собственных достижений – он деградирует. Сам процесс деградации, увы, незаметен ему. Эта некая профессиональная вредность, о которой не принято говорить вслух. В определенном смысле, иметь собственные интеллектуальные достижения полезно не столько для развития науки, сколько для личной психогигиены. Недаром в приличных научных фирмах, на отдельных кафедрах, Руководитель недемократично заставляет подчиненных постоянно выступать на серьёзных Конференциях, делать публикации и т.п. – это позволяет не «застаиваться».

Повторяю, в названный эффект можно не верить, но это так.

ВЫВОДЫ

1. Рассуждая о Мастерах, хорошо бы учитывать, помимо самой личности, стадию развития рынка (Напомню, что Курт Левин много внимания уделил именно тому факту, что Личность определяется не только ее свойствами, но и влиянием на нее ближайшего окружения. Сейчас это стало очевидным. Пока менее очевидна зависимость развития профессионализма от стадии рынка).

2. То, что на начальном этапе хорошо и естественно, на более профессиональном этапе может оказаться плохим, противоестественным и даже нежизнеспособным...

3. Рынку в целом совершенно безразлично, кто именно закроет потребность. Кто именно станет Специалистом, Мастером.

4. В интеллектуальных профессиях есть «профессиональная вредность»: человек, не понимающий названных выше эффектов, вынужден либо потихонечку уйти с рынка, либо, что ещё печальнее, деградировать. И не только в научном смысле. В человеческом – тоже. Другого, более мягкого термина, к сожалению, употребить не могу.

5. На молодых рынках обычно путают первое яркое впечатление, первую внимательно прочитанную книгу и профессиональные критерии.

6. Мастер – это не случайность! Настоящий Мастер неоднократно дает высокие результаты. Мастер – не раб одной модели или школы. Педагог А.С. Макаренко писал: "Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить "иди сюда" с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не пойдет и не почувствует того, что нужно".

Отвечая на вопросы, вынесенные на нашу дискуссию, хочу подчеркнуть: не эмоциональное, а взвешанное определение Мастеров, в моем понимании, возможно преимущественно на 2-м этапе, когда появляется выбор, конкуренция…

Критерии для различных Мастеров:
Таблица 2

Мастер-разработчикМастер-организатор Мастер-исполнитель (популяризатор)
Не один результат, а целая серия собственных работ, достижений Качество и количество успешных продуктов (проектов) Качество и количество публикаций
Работы – на переднем фронте науки, прикладных разработок Уровень решаемых организационных задач Сложность, неочевидность тематики публикаций
Свободный выбор именно Мастера другими Специалистами и/или наличие школы (есть Мастер, есть и Подмастерья) - Размер сети;
- Финансовые показатели
Влияние на будущую элиту общества
Аналоги в смежных областях:

Н.И. Пирогов,
К.С. Станиславский,
Г.С. Альтшуллер (Г. Альтов)
Ждем появления Организатора отечественной сети тренинговых и/или консалтинговых фирм... Аналоги в смежных областях:

Жюль Верн,
Я.И. Перельман


7. На втором этапе высоковероятна смена Лидеров. На смену любителям и Лидерам-штрих приходят Профи. Ряд, казалось бы, очевидных на первом этапе норм, эталонов, изменяется: не «это мой хороший знакомый, я у него учился», а, например: «Сколько у Вас сотрудников?», «Сколько завершенных проектов?», «Сколько лично решенных творческих задач?», «Сколько лично разработанных – а не списанных - методик?», «Какого уровня проекты ведут сотрудники?».

8. Сказанное выше не означает, что Мастер должен нравиться рядовым Клиентам! В начале XX века в ходу было выражение "искусство для искусства", которое обычно расшифровывали, как бесцельное искусство. На самом деле "искусство для искусства" - элемент культуры, элемент подготовки новых специалистов. Например, Велемир Хлебников – это поэт для поэтов, для Владимира Маяковского, Семёна Кирсанова. (Маяковский называл Хлебникова "мастером стиха"). Массовый читатель его не оценит, слишком сложно. Не отличались доступностью лекции математика А. Н. Колмогорова, в математических достижениях которого никто не сомневается...


Примечание Редактора портала: этот материал - один из самых читаемых на портале TREKO.RU. Его продолжение опубликовано под названием: О лучших тренингах, бизнес-тренерах и тенденциях тренингового рынка »»»

Кроме этого, опубликованы:

Викентьев И.Л., Четыре рекомендации по занятию профессиональным творчеством: что делать и что точно НЕ делать?

Биография Курта Левина »»» .

Мастер-класс »»»

Очное обсуждение аналогичной проблематики идёт на наших
периодически проводимых Конференциях по инновациям


Вернуться к оглавлению.


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.
Редактор TreKo.RU Александр Соколов

English
Deutsch
Russian