Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Работа двух тренеров с группой

 Автор: Горбачев Максим, Ткаченко Дмитрий
Сайт: http://www.gorstka.ru

Когда звучит термин «ведение группы» наше воображение практически автоматически рисует нам картинку: группа (аудитория / коллектив) раскрывших рот (смотрящих с интересом / скукой и т.д.) участников (слушателей / сотрудников), внимающих (игнорирующих / критикующих) речь тренера (специалиста / руководителя). К чему было написано предыдущее предложение – явно перегруженное знаками препинания и чрезмерно трудное для восприятия? Для того, чтобы показать - обычной и наиболее часто встречающейся ситуацией взаимодействия тренера и группы является ситуация «один на один». Однако иногда наблюдаются случаи совместной работы двух тренеров с группой, которые обычно называют совместным ведением тренинговой группы (ко-тренерством).

В этой статье мы рассмотрим особенности совместной работы двух тренеров с группой, роли тренеров по отношению друг к другу и группе.

ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ РАБОТЫ ДВУХ ТРЕНЕРОВ С ГРУППОЙ

1. Основной тренер и его помощник

Это усложненный вариант одиночной работы. Все решения принимает «главный» тренер, а помощник берет на себя частности: помощь в работе, настройка «участников», пока основной тренер выключен из работы с группой, подсказки по ходу и прочее «ассистирование». Такую форму работы обычно используют в двух случаях:
  • Когда группа слишком большая и, работая в одиночку, можно многих «потерять». Тогда ассистент, находясь на периферии выступления, отслеживают работу с группой, помогает и при необходимости подгоняет и вообще успевает везде, где не успевает основной тренер.

  • Когда основной тренер стажирует «ассистента», вводя его таким образом в пространство работы с группой, помогая ему приобрести опыт. В этом случае такое ведение представляет собой промежуточный этап. Спустя какое-то время основной тренер позволит ассистенту проводить эпизоды самостоятельно, страхуя его работу, а потом предоставит ему работать самому, осуществляя на первых порах наставничество.
2. Тренеры работают в смену: сначала один, потом другой. Это тоже не совсем работа в паре. Тренерам надо согласовывать переходы и общие цели, но в рамках своего эпизода каждый из них по-прежнему работает один. И так, как хочет.

Сотрудничество здесь основано на предварительных договоренностях. Сиюминутной работы вместе с ко-тренером нет.

3. Парная работа - тренеры работают вместе и на равных - то, что, собственно, и является предметом нашего интереса.

По-настоящему работать в паре достаточно сложно: это качественно отличается от одиночной работы. Суть заключается в том, чтобы у группы был по-прежнему один тренер. Но в двух лицах.

Парная работа имеет дополнительные сложности, но у нее много преимуществ:

Преимущества парной работы (для группы):
  • Появление и работа перед группой двух тренеров способствует привлечению и переключению внимания у участников.

  • Появление двух тренеров вызывает интерес и создает «интригу» (Почему они вышли вместе? А что будет?).

  • Два тренера более разносторонне и глубоко подают информацию в рамках заявленной темы. У двух тренеров группа научится большему, так как с одним тренером участники видят только один пример и не всегда отделяет личность тренера от содержания его работы, то с двумя тренерами это сделать проще.
Преимущества парной работы (для ко-тренера):
  • Ко-тренер поддерживает Вас, помогает принимать решения и берет группу на себя, когда Вы выдохлись или отвлеклись;

  • Ко-тренер работает на Вас, организовывает группу «вам навстречу»;

  • Ко-тренер, зачастую, имеет сильные стороны именно там, где Вы не на высоте;

  • Ко-тренер может обеспечить то, что Вы в принципе не можете, например, женское начало, если Вы мужчина, и наоборот.

«СИНХРОНИЗАЦИЯ» И СОГЛАСОВАННОСТЬ РАБОТЫ ДВУХ ТРЕНЕРОВ.

Этот аспект парной работы является одним из самых важных. Смогут ли два разных человека создать целостный образ у группы или нет, зависит от подготовки и выполнения следующих «простых» правил.
  • Нельзя подолгу говорить одному из тренеров. Поэтому нужно тренироваться в том, чтобы подхватывать реплики друг друга: один начинает мысль, другой ее продолжает. Пусть группа потом не сможет вспомнить, кто именно что сказал.

  • Пока один говорит, второй всем своим видом выражает согласие, внимательно слушает партнера и постоянно готов подхватить мысль, если тот ее потеряет.

  • Кто бы ни говорил, он произносит «мы»: мы считаем, мы предлагаем, мы решили, мы хотим заметить, спросите нас и т. д. Все, что исходит, исходит от их обоих. И отвечают за это перед группой оба. Поэтому, допуская ошибки и попадая в ловушки, вы подставляете и партнера тоже.

  • Нельзя противоречить друг другу в основных моментах выступления. Даже если вы искренне считаете, что ваш партнер говорит вредные глупости, попытка противоречить ему будет еще большей глупостью и причинит больше вреда: у группы останется один тренер и воспоминание о том, как тренеры не смогли договориться. Как бы вы ни были не согласны с мыслью партнера, скажите «да, и...», а потом постепенно сворачивайте, предлагая еще одну точку зрения. И делайте это так, чтобы группа была уверена: вы полностью поддерживаете сказанное. Вы вместе.

  • Чтобы партнеру было легче подхватывать вашу речь и встраивать свои мысли, старайтесь не подводить окончательных итогов. Выскажетесь, а итоги оставьте партнеру. Если он согласен с вами, то их подведет и сам. А если нет, у него будет пространство добавить свое.

  • Желательно все важные мировоззренческие темы и уж тем более подходы к содержанию работы согласовать заранее. Именно согласовать, а не просто познакомить друг друга. Вам нужна общая мысль. И если вы не узнаете этого заранее, вам придется выкручиваться на ходу.

РОЛИ ТРЕНЕРОВ ПО ОТНОШЕНИЮ ДРУГ К ДРУГУ И ГРУППЕ.

Кроме упомянутых выше преимуществ парного ведения тренингов, существует аспект, реализовать который одному тренеру достаточно трудно – это, так называемое, ролевое взаимодействие между тренерами и группой.

Один тренер, конечно же, может играть различные роли по отношению к группе, но когда тренеры работают в паре, эта возможность переходит в иное качество.

Появляется возможность использовать как «монороли» - тренеры демонстрируют: схожие ценностные установки; близкие модели поведения; единообразное отношение к событиям, фактам и информации; схожесть в оценках, суждениях и т.д., так и «полироли» - демонстрируемые группе ценности, установки, модели поведения и т.д. тренеров коренным образом отличаются друг от друга.

Следует так же отметить, что как «монороли» так и «полироли» могут играться по отношению к двум объектам:
  1. Группе;

  2. Партнеру.
Таблица 2. Возможные роли тренеров по отношению друг к другу и группе

Роли
к группе
друг к другу
Полироли
(демонстрируемые группе ценности, установки, модели поведения и т.д. тренеров коренным образом отличаются друг от друга)
«Добрый и злой» «Правильный и стебущийся»
Монороли
(тренеры демонстрируют: схожие ценностные установки; близкие модели поведения; единообразное отношение к событиям, фактам и информации; схожесть в оценках, суждения и т.д.)
«Учитель» «Весельчак»«Организатор» «Добрые родители»
«Старые друзья»

Таким образом, у нас получается четыре основных варианта ролевого воздействия тренеров на группу. В каждом из которых может быть огромная палитра ролей. В качестве примеров мы опишем лишь малую часть из них – наиболее часто встречающиеся роли:
  • Монороли по отношению к группе бывают достаточно разнообразными: «Учитель», «Весельчак», «Организатор». Например, «Организатора» в лице двух тренеров часто можно встретить на тренинге по командообразованию, когда тренеры, организовывают группу, проводя ее через испытания и т.д.

  • Монороли тренеров по отношению друг к другу: «Добрые родители», «Старые друзья».

  • Полироли по отношению к группе - классические роли «Добрый тренер - злой тренер». Мы их обычно используем в начале тренинга, когда один из нас в роли «доброго тренера» устанавливает контакт с группой, собирает ожидания, а другой в роли «злого тренера» занимается «проблематизацией» (лабилизацией) группы в ходе первых ролевых игр.

    Пример из практики. При проведении тренинга по продажам в торговом зале в процессе сбора ожиданий в начале тренинга выяснилось, что у продавцов-консультантов низкая мотивация к обучению, так как они считают себя профессионалами, которые и так все знают о работе с покупателями. В связи с этим открывшимся обстоятельством, один из нас «надел маску злого тренера» и в мрачных красках с нагнетанием напряжения представил участникам результаты мониторинга, проводившегося методом «таинственный покупатель». Затем «на сцену» вышел «добрый тренер» и после вводного упражнения инициировал ролевые игры с видеообратной связью. В ролевых играх клиента играл уже «злой тренер», жестко прессующий продавцов, а анализом «сильных» и «требующих улучшения» моментов в работе с покупателем занимался «добрый тренер» для того, чтобы не вызвать дополнительного сопротивления у участников. В результате группа была «проблематизирована» и активно включилась в тренинговый процесс.

  • Полироли тренеров по отношению друг к другу – мы их назвали «Правильный и стебущийся». «Правильный» ведущий аппелирует к устоявшимся социальным нормам, его внешний вид и поведение всячески подчеркивают его социально одобряемую роль. Чаще всего в нашей практике ведения тренингов один из нас в роли «правильного» тренера передает группе основное содержание тренинга, теоретическую часть программы. Другой в роли «стебущегося» работая на контекстуальном уровне, иронизирует над «правильными» речами первого, создавая тем самым второй план работы с группой. Подобный ролевой дуэт, позволяет нам сделать тренинг более глубоким, обыграть спорные места, более объемно раскрыть тему тренинга.

    Пример из практики. Во время менеджерского тренинга необходимо было проработать предоставление обратной связи подчиненным. Один из нас в роли «правильного тренера» представил алгоритм конструктивной обратной связи, определил её ключевые отличия от «неконструктивной обратной связи». «Стебущейся тренер» для демонстрации этих отличий привел следующую историю из нашего консультантского опыта: «В кабинет вбегает разъяренный Директор и, подбежав к столу руководителя отдела, бросает в один стоящий на столе стаканчик для канцелярии две ручки, а в другой стаканчик пять и уставившись на подчиненного орет: «Видишь разницу!». «Да» - слышится в ответ. «Какая?» - опять наседает директор. «В одном пять, а другом две» - сдавленным голосом выдает сотрудник. «Почему фирме «Х» вчера дали скидку в пять процентов?» - вопрошает директор. «Так Вы же сами разрешили» - умоляет руководитель отдела. «А я, что ошибиться не могу?» - констатирует директор и с презрением выходит из комнаты». Так как в ходе тренинга основными нашими ролями были «правильный» и «стебущейся», то в конце дня один из участников спросил, почему «один из Вас дает теорию и концепт, а другой анекдоты и байки рассказывает».
Итак, возможны различные варианты совместного ведения группы (ко-тренерства): основной тренер и его помощник, работа в смену, парная работа и каждый вариант обладает своими преимуществами. Именно парная форма работы предъявляет определенные требования к «синхронности» работы тренеров с группой, а также накладывает некоторые особенности на ролевое взаимодействие с ко-тренером и группой: различные монороли и полироли по отношению к группе и друг другу.

Работать в паре или предпочесть привычный сольный вариант, решать Вам. Выбор зависит и от цели тренинга, и от количественного и качественного состава группы, и того эффекта, который вы хотите произвести работая с группой. Можно стремиться к более глубокому пониманию группой темы, или к возникновению у группы вопроса «а все же, на фига их было двое?», или к повышению настроения у «стебущихся» тренеров и внимающей «безобразиям» группы. Успех тренинга в любом случае зависит не от количества тренеров, а от их опыта работы в паре, согласованного взаимодействия и умения понимать друг друга без слов.


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian