«Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше». Еще в ставшие уже историей годы Перестройки потянулись по всей нашей необъятной Родине люди с «камерами наперевес», зарабатывавшие на стойком российском ожидании чуда от приезжих волхвов. Где-то их радостно привечали на уровне чуть ли не высших чинов государства и партии, где-то от них отмахивались как от назойливых и бесполезных бездельников. Гонорары могли различаться в разы для одной и той же тренинговой компании в зависимости от возможностей и расположения клиента. Так начиналась эпоха видеотренингов, когда первые клиенты ещё не могли не только отличить вузовское образование от тренингового, качественный тренинг от некачественного, но и разницу между тренерами и преподавателями не всегда понимали...
Как и во всем мире, деятельность бизнес-тренера стала выделяться в отдельную профессию, постепенно отмежёвываясь от психотерапии, оккультизма и консалтинга. Впрочем, формально бизнес-тренинги так и остались одним из разделов управленческого консалтинга.
Многие люди нашли себя в этой сфере, многие, попав в цепкие лапы этой увлекательной профессии волею его величества случая, задержались здесь вопреки собственным планам и ожиданиям. Уже даже началась эпоха мемуаров – многие тренеры опубликовали книги и статьи о своем профессиональном становлении.
И всё же важно понимать, что профессию в первую очередь – как короля свита – формируют потребители её результатов. И если первых клиентов формировали первые тренеры, то уже давно власть на рынке переменилась. Современный потребитель не только разобрался в эклектичной массе предложений тренинговых услуг, но и научился выдвигать собственные требования к содержанию и качеству тренинговых продуктов. И теперь уже бизнес-тренер вынужден поспевать за временем, чтобы сохранить и преумножить свою конкурентоспособность.
И если ещё несколько лет тому назад основой конкурентных преимуществ на рынке тренинговых услуг был комплекс методик и технологий для той или иной сферы приложения тренинга – например, приёмы эффективного руководства и продаж, технологии управления проектами и качеством – то теперь всё большее значение для клиента имеет уровень собственно тренерского мастерства.
А из чего именно состоит искомое мастерство бизнес-тренера?
Во-первых, в основе любой деятельности лежит определенная идеология, философия, без которой любой профессиональный поиск и развитие теряет фундамент под собой. И практически в каждой сфере отличительным признаком профессионала является устойчивая система взглядов и ценностей. Тем более это важно для такой сложной и духовно неоднозначной профессии как бизнес-тренер. И кроме стандартных принципов деонтологии – профессиональной этики – каждый тренер должен выработать свои систему «психологической техники безопасности» как для себя, так и для клиентов. Кроме того, работа бизнес-тренера по своей природе требует использования собственной личности в качестве профессионального инструмента, что заставляет человека много работать над собой, опираясь при этом на собственную философию тренера.
Во-вторых, мастерство бизнес-тренера базируется на эффективном владении жанром активного обучения: семинар, практический семинар, тренинг, видеотренинг и так далее. Важно не только владение необходимым набором методов, но и умение правильно подобрать жанр тренинга под конкретную задачу клиента.
В-третьих, профессионализм бизнес-тренера определяется применением наработок различных психологических и андрогогических школ, за каждой из которых стоит целый арсенал методов активного обучения, организации и проведения тренинговой работы. Современный бизнес-тренер использует в своей работе приёмы и техники не менее, чем двух десятков научных и практических школ. Это и ролевые игры, впервые появившиеся в инструментарии психодрамы, и методы формирования навыка, когда-то описанные советскими психологами, и многие-многие другие.
В-четвертых, каждый бизнес-тренер вырабатывает свой индивидуальный стиль работы, состоящий из нескольких взаимосвязанных компонентов, которые связаны и с особенностью личности тренера, и с требованиями к конкретной задаче тренинга, и с особенностью группы, и с небезызвестным ситуационным анализом, определяющим лидерскую составляющую тренерского стиля работы.
В-пятых, профессионализм тренера определяется комплексом микротехник – минимальных приёмов тренерской работы. Микротехники можно разделить на три основные категории – дидактические, помогающие повысить качество усвоения знаний и навыков участниками, коммуникативные, с помощью которых тренер организует взаимодействие с группой, управляет групповыми процессами, и лидерские, которые позволяют тренеры организовать и обеспечивать оптимальный тренинговый процесс. Фактически именно микротехники, ставшие профессиональными автоматизмами являются базисом тренерского мастерства. Это и применение навыков активного слушания, и техники владения инициативой с помощью вопросов, и приёмы отработки возражений и критики. И именно они требуют большего времени на свое усвоение и развитие. Собственно, именно микротехники вырабатывает у своих участников тот же тренер по продажам и руководству сотрудниками.
Чтобы сформировать все перечисленные выше навыки тренера, потребуется и пять, а в некоторых случаях и десять лет. Но поскольку в стране ещё нет выделенного высшего образования именно бизнес-тренера, то профессии приходится обучаться в более краткосрочном режиме, опираясь на предложения распространившихся в последнее время школ подготовки бизнес-тренеров. Пока большинство из существующих школ представляют собой систему передачи индивидуального мастерства по примеру того, как в средневековье формировались цеховые ремесленники. Возможно, потребуется ещё немало лет, прежде чем профессия бизнес-тренера перестанет отождествляться только с личностью ведущего тренерской школы.
И всё же уже сейчас можно получить важнейшие навыки данной профессии настолько глубоко, чтобы в скором времени открыть свою собственную авторскую школу бизнес-тренеров. И подтверждением этому может служить тот факт, что только из моих учеников уже шестеро успешно занимаются подготовкой бизнес-тренеров.
Вернуться к оглавлению  Мы Вконтакте: вступайте! |  Мы в ФБ: вступайте! |  Мы в Твиттере Добавляйтесь! |
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах