- Чем именно Мастер отличается от крепкого Профессионала?
В самом вопросе ловушка - искушение угодить в расхожую метафору: «снизить» Профессионала (дескать, ремесленник...) и «возвеличить» Мастера (дескать, художник...). Для меня Профессионал и Мастер - оба слова с большой буквы, это один вектор. Мастерство - высшее проявление Профессионализма.
Я определяю для себя так: в профессиональном пути есть три этапа, три времени: УЧЕНИК, ПРОФЕССИОНАЛ, МАСТЕР. В этом движении и видны отличия.
УЧЕНИК – это исполнительство без ответственности (по большому счету), это следование, это зависимость, это жажда оценки, это нестабильность - чередование успехов и ошибок.
Нормальная, ресурсная, позиция, когда мы учимся профессии. Позиция, ведущая к профессионализму, было бы желание.
НО! Если человек так и не выходит из безответственной позиции «ученика», если он по сути зафиксировался в ученической модели, а при этом уверовал в свой профессионализм и предлагает себя как профессионала - тут начинается «халтура» и «самодеятельность».
Я бы между «Учеником» и «Профессионалом» ввела гибридную форму, тупиковое такое ответвление – и назвала бы его «профи недоделанный». Проявляется прежде всего неспособностью выдавать результат. Неумением отвечать за качество. И большой, (просто-таки доминирующей над прочими мотивами) жаждой общественных оценок, очень хочется «зрительских симпатий»... Для него «успех» и «профессионализм» - синонимы. А еще он, как правило, торопится сказать миру «свое слово», еще не сделав «своего дела», и потому выдает за свое – чужое.
Есть редкие люди, которые «поплутав» – возвращаются на прямую дорогу, но гораздо чаще «профи недоделанный» так и идет уверенным шагом не в ту сторону, плодя халтуру, самопал и плагиат, снижая уровень требований рынка. И даже доходит до степеней, и пишет книги, и назначает себя мастером. Но «профи недоделанный» - это диагноз. Тупиковая ветвь развития.
ПРОФЕССИОНАЛ - это УВЕРЕННОЕ владение навыками, КАЧЕСТВЕННАЯ работа и РЕЗУЛЬТАТ. И что важно - СТАБИЛЬНОСТЬ всего этого.
- Профессионал не работает только в режиме следования, он умеет «вести», управлять процессами.
- Профессионалу «зрительские симпатии» тоже приятны, но он уже знает им цену, в нем есть определенная самодостаточность и требовательность к себе. И ему уже актуальны не оценки вообще, а оценки профессионально значимых для него людей.
- Чем профессиональнее тренер, тем яснее он понимает, что успех и популярность - это не то же самое, что мастерство. Что востребованность востребованности рознь. Что восторженные отзывы клиентов - не всегда свидетельствуют о твоем профессионализме. Что работать на конъюнктуру и самому задавать критерии – это разные стратегии.
- С ростом профессионализма растет способность к осмыслению своей деятельности - и потребность сказать свое слово о своем деле. И появляются статьи, книги, ученики, подражатели...
Нормальное развитие Профессионала. НО!
Видимо, между «Профессионалом»» и «Мастером» тоже можно ввести промежуточную форму – «
профи остановившийся». Когда человек фиксируется в своем сегодняшнем успехе, на сегодняшних программах. Действуя по принципу «От добра добра не ищут». Он отказывается от претензий на рост или, того хуже, сам назначает себя мастером, «бронзовеет». Но в любом случае – останавливается. Тупиковая ветвь, трудно ехать вперед в отцепленном на ходу вагоне. Он еще движется некоторое время по инерции, однако недолго.
МАСТЕР - это все признаки Профессионала + что-то еще... Трудно это «что-то еще» обозначить. И все-таки.
Думаю, мастерство возможно только в том деле, которое действительно ТВОЕ. Которое любишь, и не мыслишь себе жизнь без него. Недаром говорят:
Мастер своего дела.
Когда талант к этому, ну совпало счастливо! Когда не просто ты избрал профессию – она «избрала тебя», как бы высокопарно это ни звучало. Это как в любви... Все образуют пары, но единицы тех, кто действительно «нашел», у кого действительно любовь, и они действительно живут долго и счастливо. Чудо... Когда человек и дело «находят» друг друга – это тоже чудо. И только здесь возможен Мастер. А сколько невстретившихся...
На пути к мастерству ключевое слово –
интерес. Ребенок с удовольствием делает только то, что ему интересно, взрослый научается себя заставлять – скучно, но надо! Мне кажется, что в Мастере всегда живет вот эта «детское», непрекращающийся интерес к своему делу. Если в профессии становится скучно, если я веду тренинг – профессионально, грамотно, но ни процесс, ни люди, не вызывают во мне азарта... Если глаз не загорается... Надо что-то делать - или дело менять, или на другой уровень выходить. Если опыт обернулся утратой интереса, а я и не ищу его - это «профи остановившийся».
Мастер – это всегда
желание роста. Всегда недовольство достигнутым. Когда «тесно» в обжитом, привычном, известном...
Мастер – это, конечно,
высокая степень креативности. Самобытность, способность сделать по-своему. Способность придумать, создать, породить новое. До тебя не замеченное, не придуманное, не открытое. Это «свое слово в своем деле».
Мастер – это
профессиональная интуиция. Когда у окружающих возникает «эффект тайны». Когда говорят: работу мастера можно наблюдать, у мастера можно учиться, повторить его трудно... Пытаешься повторить - ощущаешь этот эффект: вроде все сделал так же, а результат... Например, на тренинге вытащил человека, и вроде все правильно, а не идет... А вот как безошибочно вытащить ТОГО человека – это мастерство. Интуиция, что есть следствие опыта – многократного повторения.
Мастер – это «
объем личности». Способность увлекать других... Щедрость, чтобы отдавать... Энергетика,
харизма...
Любое из этих качеств необходимо, но не достаточно. Мастерство - это
сочетание и совпадение, когда много, что сошлось. И цели были поставлены правильно, желание и воля были сильными, учителя в профессии были хорошие...
И еще. Мастерство – это спрос с себя по большому счету. И в оценке «Мастер» очень важны критерии. Если мы ориентируемся на оценки неискушенных клиентов, на оценки «влюбленных» в нас учеников - о! тут Мастеров много! И так хочется в это поверить... Но это все «детский утренник». Когда
мастерство признается другими Мастерами, профессиональным сообществом (где критерии другие, и «все друг другу цену знают») - вот это дорогого стоит.
- Как стать Мастером? Рекомендации возможны или бесполезны? Наверное, возможны. Только не рекомендации, скажем так: наблюдения.
- Найти «свое дело», без которого неинтересно жить. Все-таки это правда: миром правит закон интереса.
- Стать в нем Профессионалом.
- Не выпадать из «режима интереса». Когда становится скучно и «тесно», расширять эту деятельность, расти.
- Не гоняться за оценками, перестать быть отличником. Это только у отличника в аттестате все пятерки. Нельзя быть Мастером во всем. Понимать, чьи оценки и в чем тебе действительно важны для дела.
- Не бояться потерять «хлеб с маслом», который приносит профессия. И тогда он никуда не денется!
- Не бояться «изобретать велосипед». Это только кажется, что твой велосипед будет повторением. Нет, он будет другим велосипедом.
- Вообще, не бояться! Страх – едва ли не главный тормоз. Страх сделать по-своему. Страх потерять. Страх нового. Страх, что не оценят, что провалишься, страх неуспеха... Энергия утекает.
- Что мешает стать Мастером, кроме... лени? Лень не главное. «Он стал Мастером, потому что был трудолюбивым...» - это вряд ли. Лень даже помогает, избавляя от суетной активности. Я согласна, что сильная воля, преодоление лени, помогают в становлении профессионала. А дальше – дело не в лени.
Тормозят Профессионала его же достижения: страх перемен (когда есть что терять), утрата живого интереса (обратная сторона опыта)... Еще привычная жажда признания, такой «наркотик успеха». Неслучайно - успешных тренеров много, Мастеров единицы. Но когда начинаешь кайфовать не от личного успеха, не от самолюбования («ах, как я сегодня!!!»), а от дела; от процесса, который запустил; от результата, который получается; от учеников, которые становятся профи... Вот тогда, наверное, в нас начинается Мастер.
Вернуться к оглавлению  Мы Вконтакте: вступайте! |  Мы в ФБ: вступайте! |  Мы в Твиттере Добавляйтесь! |
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах