- Каковы критерии мастерства?
Думаю, что мастер отличается созидательностью. Он всегда знает, что он делает, зачем, с какой целью, и он всегда добивается результата, запланированного заказчиком.
- А в чем тогда разница между крепким профи и настоящим Мастером?
Очень легко на тренинге добиться эмоциональности, увлеченности, удовольствия. Гораздо труднее добиться результата, который показывают люди, уходя с тренинга. И мастер тот, кто совмещает и то и другое. Истинное мастерство в понимании целей, в том, что мастер умеет научить, умеет совместить противоположности – и «Мне понравилось», и «Я научился и использую», и «Было полезно». Он работает так, что возникает впечатление легкости. Он заражает своей энергией, видением, интересом, компетентностью.
Что касается харизмы, о которой часто говорят - я бы не сказала, что харизматичность – это признак мастерства. Скорее это необходимое качество для любого профессионала. Требования современной экономики - любой менеджер должен обладать харизмой, лидерскими способностями; так как это характеристика, благодаря которой управленец влияет на других людей.
- Можно ли научиться мастерству?
Мастером человек в любой сфере становится, когда осваивает не меньше 50 000 профессиональных паттернов поведения. Только после этого он оказывается способным к нахождению нетривиальных, конструктивных идей, решений и их реализации.
- А кто проводил это исследование?
Это исследования Hayes, 1985; Wishbov, 1988; Snow, 1986. Они исследовали, сколько лет прошло у человека от начала занятий какой-либо деятельностью до выдающихся достижений в этой области. Условно, человек начинает сочинять мелодии – через сколько лет он начинает создавать то, что признается другими как выдающееся. Это промежуток от 10 до 15 лет. За это время человек нарабатывает знания и умения, достаточные, чтобы сделать работу на уровне мирового класса.
Сейчас на рынке представлены в основном краткосрочные курсы в области тренинга. На мой взгляд, они не дают основы знаний. В Институте Тренинга есть курс обучения тренеров - 500 часов, включающий теорию и практику обучения. Это хороший фундаментальный базис. Но кроме знаний нужен опыт. Если тренер ведет меньше 2-3 тренингов в месяц – такой опыт он не наработает.
- Что мешает стать мастером?
Тренером может работать зрелый человек, гармоничный. Основной инструмент тренера – это его личность. Как известно, личностная философия созревает к 28-30 годам. С этого момента человек может говорить о собственной эффективности как тренера. Мастерство – результат интенсивного обучения, долгой рефлексии, настойчивости и интереса.
Вернуться к оглавлению исследования о Мастерстве бизнес-тренера  Мы Вконтакте: вступайте! |  Мы в ФБ: вступайте! |  Мы в Твиттере Добавляйтесь! |
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах