Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

О Клубе

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



О семинарах для преподавателей и тренеров


Ответы на вопросы исследования TREKO.RU "Тренинг для тренеров"

 Автор: Викентьев Игорь Леонардович,
Директор консалтинговой фирмы "ТРИЗ-ШАНС"

Для деятельности нашей компании более характерно проведение семинаров, чем тренингов. Мы больше ориентированы на передачу упакованной информации, чем на выработку навыков. Для одной из последних разработок глубина поиска составила 150 лет, было проанализировано 12 500 произведений, что позволило получить методику с прогностической прочностью 15-20 лет...

Вопрос N 1. Как лично Вы можете сформулировать, что такое "Тренинг для Тренеров" (краткое определение, цель, отличия от других тренингов)?



В начале – небольшое отступление, касающееся обучения.

Пассажир, купивший билет в авиакомпании, естественно, надеется, что он вылетит указанным в билете рейсом и в назначенное время. Человек, купивший путевку в тур-агентстве, надеется что он будет поселен именно в выбранный им отель… Если внимательно изучить авиа-билет или Договор с тур-агентством, то выясняется: фактически Клиенту предоставляется возможность воспользоваться услугой, а Исполнители оставляют за собой право заменить рейс, тип самолета, время вылета, отель и т.п. В авиабилете написано: «Время, указанное в расписании и других документах, не гарантируется и не является составной частью настоящего Договора. Перевозчик может без предупреждения передать пассажира для перевозки другому перевозчику, заменить воздушное судно, изменить или отменить посадку в пунктах, указанных в билете, если это необходимо. Расписание может быть изменено без предупреждения пассажира. Перевозчик не несет ответственности за обеспечение стыковок рейсов».

С другой стороны, понятно, что если у авиакомпании очень часто находятся поводы для различных изменений, то Клиенты будут недовольны, поэтому в том же билете содержится оптимистическая фраза: «Перевозчик обязуется принять все зависящие от него меры, чтобы перевезти пассажира и багаж в разумные сроки».

С обучением ещё сложнее. Обучение, например, в школе или ВУЗе – это шоссе с 2-сторонним движением: и преподаватель и обучаемый должны двигаться навстречу друг другу (это, кстати, отражено в «Законе об образовании»). Нарисуем сравнительную таблицу:

Что обычно обещается перед обучением? Что реально происходит?
Обучаемые получат знания, умения, навыки и т.п. При условии:
  • мотивированности обучаемых,
  • нормальных условий обучения,
  • качественной работы ведущего,
увеличивается вероятность освоения ими знаний, интеллектуальных умений, навыков.


Такая печальная вещь, как медицинская статистика, говорит о том, что даже на операциях, описанных еще в середине XIX века, могут произойти неприятные вещи. Например, при операции на аппендиците погиб один из создателей теории относительности Герман Минковский.

Понятно, что даже самая честная клиника вряд ли опубликует рекламу в стиле: «79% людей, которых Вы не знаете, у нас излечилось, а 15% - не излечилось, а 6% - это ошибка наших замеров – ну, молоденькая лаборантка делала. Приходите к нам лечиться, у нас – честное слово! – такие квалифицированные доктора!»...

Теперь возвращаюсь к заданному вопросу. Наша специализация – различные технологии креатива, понимаемые как процедуры (рекомендации, алгоритмы, комп. программы и т.п.), которые увеличивают вероятность решения некоторых классов задач обычным человеком в отсутствие Автора этой технологии. Большинство этих технологий базируется на подходах создателя ТРИЗ Г.С. Альтшуллера [1926-1998].

Мне приходилось проводить следующие типы семинаров:

a) Семинары для пользователей (решателей), на которых давался т.н. «классический ТРИЗ» - инструменты для повышения вероятности решения сложных задач в области конструкций и технологий;

б) Семинары для преподавателей ТРИЗ, на которых давались те же инструменты, что и решателям, но очень детально рассказывалось и обсуждалось, какие еще инструменты возможны, почему для данного класса задач оптимален именно этот инструмент, как он возник, какие подходы есть в других науках, от каких, казалось бы, очевидных подходов пришлось отказаться и т.п. (Иллюстрирующий пример: ежедневно мы видим какой-то винт, болт, соединяющий металлические детали. Детальный анализ, выполненный в свое время Н. Е. Жуковским, показывает, что в таком соединении в основном нагружены только несколько первых витков резьбы, а не вся резьба, как принято считать… Или: сталь, нагретая ниже 727 градусов Цельсия, не закаливается. И подобных «винтов» в методиках масса, знанием таких тонкостей и отличается опытный преподаватель).

в) Семинары, на которых обкатывались новые методические разработки по решению новых классов задач, например, связанных с построением текстов, методик и т.п. (Желательно, чтобы на таком семинаре присутствовали люди, имеющие собственные разработки. В противном случае, качественный уровень семинара, увы, может «сместиться» к наиболее неквалифицированной части аудитории…)

Историческая справка: 1-й семинар по подготовке преподавателей ТРИЗ был проведен Г.С. Альтшуллером в г. Дзинтари (Латвия) в 1968 г. Потом была серия семинаров: 2-й - Москва, 1969 г.; 3-й - Баку, 1971 г.; 4-й - Днепропетровск, 1973 г. и т.д. Надо сказать, что Г.С. Альтшуллер на своих занятиях железно выдерживал «линию роста»:

Решатель (пользователь) Преподаватель Разработчик методик Творческая Личность


Г.С. Альтшуллер неоднократно отмечал: «...из 10 слушателей получается 1 преподаватель, из 10 преподавателей получается 1 разработчик» (Как стать гением, с. 375).

В последние годы жизни Г.С. Альтшуллер, на основании гигантской статистики, разрабатывал т.н. Жизненную стратегию творческой личности (ЖСТЛ), обобщая опыт сотен выдающихся людей. Но здесь мы переходим от обсуждения семинаров к обсуждению свободы выбора, стиля жизни. Сходной проблематики коснулись братья Аркадий и Борис Стругацкие, скажем, в повести «Миллиард лет...», но у Г.С. Альтшуллера это сделано на порядок подробнее.

Возвращаясь к продвинутым семинарам, обращаю внимание на переход N 1:

Решатель Преподаватель

Известны случаи: человек образован, начитан, но... перехода N 1 не происходит. Каковы здесь барьеры? Можно ли ими управлять? Свой вариант ответа Г.С. Альтшуллер дал в тексте ЖСТЛ.

Переход N 2 является ещё более сложным:

Преподаватель Разработчик методик для Пользователей и Преподавателей.

Поэтому предлагаю следующее рабочее определение семинара для преподавателей:

При выполнении следующих условий:
  • известная исходная квалификация обучаемых,
  • наличие у них желания учиться,
  • качественное выполнение ряда работ, предусмотренных программой обучения (например, в ТРИЗ подобными работами обычно являются значительные объёмы домашних заданий, решение примерно 200 творческих задач и т.п.),
  • квалифицированная работа ведущего (ведущих)
задаются предпосылки (увеличивается вероятность) перехода на следующий профессиональный уровень, но гарантий этого, увы, нет. Более того, некоторые познавательные барьеры, похоже, ещё не выявлены. Аналогичное определение можно дать и семинару для разработчиков.

Еще раз подчеркну: отвечая на вопрос N 1, я имел в виду передачу знаний, умений, освоение методик».

Вопрос N 2. Что нового - исходя из Вашего опыта - "Тренинг для Тренеров" может дать человеку, имеющему высшее педагогическое образование и опыт нескольких лет работы?



«1) Приличные выпускники педагогических ВУЗов знают ряд педагогических подходов к обучению детей; владеют системой планирования, подготовки, проведения и анализа урока. Это очень полезно.

Выпускники педвузов имеют шанс повысить свою квалификацию и овладеть подходами к обучению не только детей, но и взрослых.

Постараюсь расширить рамки вопроса. Что получит человек с высшим образованием, посетив серию семинаров для преподавателей? При названных выше условиях он, вероятно, увеличит число освоенных им моделей, которые позволяют решать задачи определенных классов. О различных барьерах, которые мешают этому, есть небольшая статья: Викентьев И.Л., Почему так редко создаются новые ТРИЗ-методики?

2) Да, есть барьеры в обучении: возрастные, культурные, гендерные, профессиональные (насколько понимаю, об этом и был вопрос) и т.п.

Хотелось бы отдельно проакцентировать один барьер, характерный для перехода N 2 (Преподаватель Разработчик) и о котором обычно не хочется ни слышать, ни думать. Для создания качественной разработки по ТРИЗ нужно затратить от сотен до десятков тысяч квалифицированных (!) человеко-часов. Напомню: в месяце примерно 180 рабочих часов.

С такими затратами, например, делался семинар, а позже - крупнейшая база риторических приемов русского языка – Приемы журналистики. Глубина поиска 150 лет, проработано 12 500 источников. Она сделана с прогностической прочностью минимум 15-20 лет и перекрывает целый пласт задач: мы уже давно не можем найти ни в прессе, ни в литературе, ни в Internet новых текстов, формул которых ещё нет в нашей базе...

В большинстве случаев переход N 2 оказывается непреодолимым. Под него пытаются «подлезть» – независимо от базового образования и даже при наличии научных степеней – комбинаторикой из модных терминов, переименованием известных терминов, внешне кипучей деятельностью и т.п.

Вопрос N 3. Какие отрицательные моменты на сегодняшний день не преодолены на рынке "Тренингов для Тренеров"?


Есть старая шутка: у Советского Союза никогда не было несложной международной обстановки...

Проблемы есть, были и будут. Не все (увы), но некоторые проблемы вполне обсуждаемы и решаемы.

На мой взгляд, для этого, как сказано в известной рекламе, «нужно чаще встречаться», обсуждать, делиться опытом, что собственно мы и делаем на Конференциях СПб Клуба.

Вопрос N 4. Что, на Ваш взгляд, является наиболее перспективным на рынке "Тренингов для Тренеров"?


«Начну ответ с давней истории. По заказу иностранной фирмы, я делал концепцию национальной PR-кампании различных противозачаточных средств на территории страны N.

Когда концепция была сделана, до самолета оставался ещё 1 день, который хотелось посвятить прогулкам по городу. Утро. Стук в дверь, и вчерашние Заказчики говорят: «Руководством концепция одобрена. Мы хотим предложить Вам поработать еще и над кампанией по повышению рождаемости в стране N».

Первая мысль: влияет разница в часовых поясах, усталость после консультационного дня, и я, наверно, чего-то не понимаю... Улыбчивые Заказчики пояснили: нет, все OК – нам нужно за несколько лет сложить культуру потребления именно наших фармацевтических препаратов в стране N. А будут эти препараты «против» детей, либо «за» детей – нам не важно...

Из перспективных направлений, могу назвать:

Стратегическое направление-1: Умение достаточно быстро войти в новую предметную область, выявить её закономерности различного уровня. Лозунг направления: «Новая наука/дисциплина на заказ». Подобными вещами сейчас начинают заниматься в формирующемся направлении, называемом «Управление знаниями».

Стратегическое направление-2: Умение максимально быстро и без вредных последствий передать выявленные закономерности учащимся, в том числе - несовершенным. Например, ряд подобных технологий для обучения школьников разработал В.Ф. Шаталов (самая известная из них - «опорные сигналы», но дело не сводится только к ним).

Стратегическое направление-3: Вспоминая забавный пример про фармацевтические препараты, можно наметить вектор: «Построение культуры из материала Заказчика». Напомню: в классических Т-группах, инкаунтер-группах человеку давали опыт существования, эмоционального раскрытия, обучения в иной – безопасной – среде. Отслеживая динамику заказов, можно предположить, что спрос на редкую пока услугу «формирование субкультуры» будет расти. Естественно, речь может идти о культуре группы, фирмы, города, региона и т.п.

Образно: можно старательно совершенствовать «кукурузник», но для полёта на Луну нужно качественно иное средство».

Свободный вопрос N 5 (Ваши пожелания, дополнения)


Лично мне было бы интересно обменяться с коллегами мнениями: какие события, открытия, достижения в теории и практике обучения за последние 100-120 лет были ключевыми, открывали перспективные направления. Например: теория К.С. Станиславского, метод case-study, «взрыв» А.С. Макаренко, психодрама, деловые игры, Т-группы и т.п.


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian